«Дневник читателя». Новый роман Рубанова «Финист – Ясный Сокол»

«Дневник читателя». Новый роман Рубанова «Финист – Ясный Сокол»

Лауреат премии «Ясная Поляна» Андрей Рубанов написал новый роман «Финист – Ясный сокол». В книжных магазинах он появится через неделю, но авторитетные критики давно включили его в список самых ожидаемых книг года. А те, кто уже книгу прочел, заявляют, что это лучший роман Андрея Рубанова. Я тоже прочла рукопись и согласна. «Финист – Ясный сокол» ошеломляет. Неожиданная, мощная, причудливо и ладно скроенная и отлично написанная книга. После остросовременного романа «Патриот», который всего два года назад получил премию «Ясная Поляна» и был отмечен членами жюри как один из значимых романов десятилетия, так быстро, так скоро не ждешь от писателя равновеликого произведения. А получаешь роман еще более мощный. И совсем другой.

Андрей Рубанов взял известную народную сказку «Финист – Ясный сокол», которую в свое время записал Андрей Платонов, и превратил в трехголосый славянский эпос на стыке фэнтези и былины. Получился стилизованный под сказ большой роман на пятьсот с лишним страниц, который – сейчас скажу банальность – читается абсолютно на одном дыхании. Об истории любви земной девки Марьи, дочери кузнеца, и небесного княжича, птицечеловека Финиста, рассказывают трое: скоморох, глумила Иван Корень, кожедуб и воин Иван Ремень и изгнанный из небесного Вертограда за разбой Соловей. Как рождался роман, где в нем ложь, где быль, а где намек, в программе рассказывает сам Андрей Рубанов:
«Сказка превращена в такое жанровое славянское фэнтези большое. Я старался. Действительно, получилось пятьсот страниц.Там три героя, три части, три мужчины. Каждый из них влюбляется в эту девчонку без надежды на взаимность и помогает ей, как может, достичь своей цели. Бескорыстно, без каких-либо обиняков. Все это происходит внутри такой сказочной реальности. Там есть у меня ведьма – прообраз Бабы-Яги, есть таинственный змей древний, которого надо победить, есть еще какие-то штуки из славянского бестиария. Много всего. Люди, увлекающиеся историей древних славян, будут заинтересованы.

Заслуга тут по большей части самой фабулы. Потому что это архетип, девушка-воин. Это редкий архетип, но он есть – девушка, которая ничего не боится. Она не сидит в горнице, не ждет суженого, глядя в окошко. Она сама добивается. И это универсальный сюжет, можно переместить в будущее его, можно сделать детский спектакль, можно сделать взрослый спектакль. И даже мюзикл можно было бы сделать из этого. Потому что девушка в железных сапогах или окно, утыканное ножами, или красивый парень с крыльями за спиной – это мюзикл. Если я поднялся над жанром, если я сделал нечто большее, чем славянское фэнтези, я рад».

Все три героя Андрея Рубанова каждый на свой лад размышляют об устройстве мира. И глумила, и воин, и летающий изгнанник пытаются постичь мировой порядок и суть всех вещей. Андрей Рубанов, вживаясь по очереди в образ каждого из трех сказителей, воссоздает не просто язык и образ мыслей, но и само сознание наших предков, и ищет там истоки.
«Чтоб узнать, как устроены штаны, – выверни их, – объясняет мудрая бабка Язва. – Так же и весь мир живой: чтоб узнать, как он излажен, – выверни его, мысленно, и узри сокрытое нутро. Вывернуть – значит выверить, сделать верным. Настоящим. Истинным». Роман «Финист – Ясный Сокол» – «выворот» Андрея Рубанова. Чтобы было легче понять век сегодняшний, восстановить в душе своей лад и ряд, вспомнить живую правду и верность слову, стоит погрузиться в роман, в то дохристианское сознание наших пращуров, где только зарождается русский дух.
Полную версию интервью с Андреем Рубановым можно послушать здесь.

СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

После большого русского сказа, который, в принципе, можно назвать славянским фэнтези, расскажу про фэнтези классическое, зарубежное, young adult. Дебютный роман Лори Форест из Вермонта с простым и не очень выразительным названием «Черная ведьма» – история как раз такая. Дверь в огромный придуманный мир, где живут маги, чародеи, эльфы, люди с синей кожей и люди с крыльями. Единственное, чего не хватает этому миру, так это равноправия и свободы выбора.
Главная героиня Эллорен Гарднер живет в глуши. Так решил дядя, который ее воспитывает. Дело в том, что бабушка героини была могущественной чародейкой, но дядя не хочет, чтобы Эллорен вообще связывалась с магией и волшебством. Он мечтает, чтобы она изучала травы и аптекарское дело. Но когда Эллорен выберется из глуши и разберется, как устроен ее мир, ей придется сделать выбор. «Черная ведьма» Лоры Форест – практически феминистский роман о праве выбора, упакованный в причудливую фэнтези-обертку. Об этом рассказывает в программе сотрудница издательства «Робинс» Светлана Митричева.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>