В столице воссоздали легендарный проект «Атом» художника Вячеслава Колейчука

В столице воссоздали легендарный проект «Атом» художника Вячеслава Колейчука

Научность и художественность в одном объекте демонстрирует, начиная с этого воскресенья, Музей современного искусства «Гараж». На лужайке перед музеем воссоздан легендарный «Атом» художника Вячеслава Колейчука, пионера советского кинетического искусства. Это очень крупная, очень сложная, так называемая, «самонапряжённая» подвижная конструкция.

Кинетическое искусство в Советском Союзе постоянно находилось на грани запрета. Но иногда дозволялось. Например, когда надо было демонстрировать, как далеко зашел прогресс в науке и технике. Тогда и посчастливилось молодому ещё художнику Вячеславу Колейчуку создать этот шедевр — светокинетическую установку «Атом». Она стала его пропуском в большое искусство.

В 1967 году по заказу Курчатовского института 26-летний художник Вячеслав Колейчук создал 13-метровую металлическую скульптуру «Атом». Сооружение было как символ микроскопической частицы вещества, из которой состоит любая материя. «Атом» светился в темноте, вращался за счет ветра и звучал. У художника это был один из первых реализованных проектов кинетического искусства. Конструкция выглядела невесомо, будто парила в воздухе.

«Сначала был сделан макет в масштабе 1:10. Потом по этому макету производственные мастерские изготавливали саму оригинальную конструкцию», — рассказала дочь Вячеслава Колейчука Анна Колейчук.

Сам кинетический объект на площади перед Курчатовским институтом простоял недолго. Судьба его неизвестна. Все, что осталось от грандиозного проекта, — фотографии в журнале. Александр Лаврентьев, искусствовед, внук художника и скульптора Александра Родченко, увидел «Атом», будучи школьником.

«Увидел вдруг в журнале «Знание-сила» цветную репродукцию. Здесь было совершенно непонятно, что это такое. Было написано, что на площади Курчатова стоит вот такой объект, туда можно было доехать от метро «Сокол», я поехал. Правда поехал через год после этой публикации. И там уже ничего на этом месте не было», — вспомнил искусствовед Александр Лаврентьев.

Спустя несколько лет Колейчук и Лаврентьев стали коллегами, вместе работали в Институте технической эстетики. Тогда искусствовед и узнал в художнике автора того самого «Атома». К предложению музея «Гараж», чтобы воссоздать атом, Вячеслав Колейчук отнесся с осторожностью. Архитектор, любящий точный расчет, хотел, чтобы получилась идеальная копия его изобретения.

540 металлических тросов, больше 1000 гаек, 180 нержавеющих стержней. Современные проектировщики в точности воссоздали атом 1967 года. Это самонапряженная конструкция — любимое детище художника и архитектора Вячеслава Колейчука. Конструкция держит форму за счет синхронного натяжения тросов. Стоит немного ослабить натяжение, как «Атом» потеряет форму.

Виктор Тюленев — руководитель рабочей группы. Перед тем, как создать чертежи объекта, он буквально раскладывал «Атом» на атомы.

«Сама сфера состоит из 60 пирамидок, вот пирамидка — это и есть самонапряженный блок. Единица атома. Если вы увидите, вот она состоит из 3 стержней, которые между собой никаким образом не касаются, и занимают свое пространственное положение благодаря системе тросов», — объяснил он.

Современная кинетическая конструкция, как и полвека назад, выглядит очень эффектно: днем от металлических трубок отражаются солнечные лучи, ночью — световые проекции. Причем светом будет управлять музыка, написанная для необычных инструментов – терменвокса (который изобрел Лев Термен в 1920 году) и овалоида (собственном творении Вячеслава Колейчука).

Космическую партитуру совместно с художником писал композитор Николай Хруст.

«Композиция, которая получилась, — это не партитура, не записанный саундтрек, а это интерактивная программа, написанная мной, которая запускает и обрабатывает звуки. В ней есть некоторый элемент случайности, вот такой вот вариабельности. Поэтому, когда бы вы не подошли к инсталляции, вы никогда не услышите одинаковые звуки, они всегда будут немного отличаться», — рассказал директор «МКС всегда на высоте» Виктор Тюленев.

Гипнотический объект стал первой и последней работой Вячеслава Колейчука. Однако Музей Современного искусства «Гараж» предлагает не относиться к конструкции как к мемориалу. Наоборот, «Атом» должен стать объектом, символизирующим будущее.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>