Чем хороши франшизы: к ним невозможно написать спойлер. Все знают, что герои останутся живы — иначе из кого лепить продолжение? А выживет ли мир — какая разница! На экранах «Мир юрского периода-2», пятый по счету.
Впервые «Парк юрского периода» запустил Стивен Спилберг четверть века назад: звероящеры с ревом заполнили экраны, публика ходила трепетать и ужасаться. Идея оказалась плодотворной, сюжет — культовым. Динозавры переходили по эстафете от режиссера к режиссеру, CGI-технологии совершенствовались, ящеры наращивали клыки и хвосты, «Парк» перерос в «Мир юрского периода», занявшего 5-ю строчку в списке самых доходных картин всех времен. Теперь с нами «Мир юрского периода-2», где в режиссерском кресле Колина Треворроу сменил каталонец Хуан Антонио Байона, создатель «Невозможного».
Он продолжил наслаждаться «близкими контактами» с чудищами: багровые языки тяжко ворочаются в склизких пастях, испуская липкие слюни на лицо невозмутимого Криса Пратта, и кажется, с трехмерного экрана несет доисторическим смрадом. Технологические прорывы по-прежнему определяют ход фабулы: появилась возможность — надо ее пустить в дело. Так, в частности, появился пролог с подводными съемками — он интригует, но развития не получит, о нем придется забыть. Но сгодился и опыт «Невозможного» — фильма о природной катастрофе, только цунами сменилось взрывом проснувшегося вулкана. Картина снова в формате IMAX 3D, так что со зрелищностью все в порядке, CGI набирают силу, вулкан извергает лаву, ящеры топочут, детишки старше дозволенных двенадцати лет будут верещать.
Технологии изменили кино до неузнаваемости, вернув в состояние аттракциона, видеоигры, где пятый монстр в шестой пещере реальнее соседей по дому
Драма распадается на две части. В первой вулкан кидается огненными шарами и грозит уничтожить с таким трудом возвращенных к жизни звероящеров. Людям приходят две бредовые идеи: хорошие парни хотят спасти несчастных, плохие — продать как новейшее биологическое оружие. Спасать летят, конечно, знакомые нам Оуэн и Клэр (Крис Пратт и Брайс Даллас Ховард) и примкнувший к ним храбрый трусишка — очкарик, представляющий интеллектуальную часть планеты. Им придется встретиться с бандой наемников, которых легко распознать по мерзким рожам. Обе команды — плохая и хорошая — схлестнутся на узком пятачке между клацающей пастью карнотавра и подступающей к ногам лавой, и люди, понятно, окажутся страшнее природных сил — во всяком случае, подлее.
Чем хорош звук долби — он успешно глушит здравый смысл. И, наверное, только отпетые скептики удивятся тому, что чудищ, которые только что могли играючи раздавить пяткой грузовик, каким-то образом удалось скрутить, спеленать и вертолетами доставить в трюм грузового парома в клетках — этот загадочный процесс остается за кадром. Паром без потерь перевезет нас во вторую часть фильма, в сказочное поместье первого владельца Парка юрского периода одряхлевшего Локвуда, где обитают его десятилетняя внучка Мэйзи, экономка Айрис (в этой роли Джеральдин Чаплин) и перевертыш Миллс с его двойной игрой, также написанной на лисьей физиономии.
Здесь звероящерам придется выживать уже в условиях цивилизации, а кто в конечном итоге одержит верх — это повиснет большим вопросительным знаком в финале. Скорее всего, в обещанной на 2021 год третьей части «Мира…» выпущенные на волю мегачудища будут обживать мегаполисы, сомкнувшись с японским братом Годзиллой.
Франшиза сделана с точным расчетом целевой аудитории: ее публика непрерывно меняется, и пока снимают очередную серию, в залы приходят все новые подросшие младенцы. Они не видели предыдущих частей, не заметят повторов, и общение с зубастыми для них еще не стало рутиной. А обилие роялей в кустах, которые всегда оказываются кстати и вовремя, для блокбастеров давно стало законом жанра, и все заранее уверены, что героя в последний миг спасет если не любимая женщина с лазерной пушкой, то зубастая, но трогательно нежная подруга Блю — велоцираптор, взращенный героем с младых когтей. Так что волнений в фильме предусмотрено не больше, чем на американских горках в парке культуры. Сценарий иногда кажется бредом, из юмора обнаружен только один кадр, где ящер перед нападением раздумчиво постукивает коготком, как Шерлок Холмс перед тугодумом Ватсоном. Но в целом красивых живчиков на красивых 3D-ландшафтах смотреть занятно.
Мир уже никогда не будет прежним — предупреждает нас финал картины, где юркий динозаврик по-хозяйски обозревает окрестности, пока еще заселенные людьми. Это читается как метафора: кино уже никогда не будет прежним. Технологии его изменили до неузнаваемости, вернув в состояние аттракциона, сомкнув с видеоигрой, где пятый монстр в шестой пещере реальнее и важнее соседей по дому. «Вы открыли ящик Пандоры!» — предупреждает один из персонажей фильма. Закрыть его обратно не получится: вскормленной на этом художественном меню публике уже и фильмы Эльдара Рязанова кажутся артхаусом, пресным и медленным. Территория малотиражного кино расширяется, выбор для зрителя скукоживается — динозавры уверенно переформатируют сознание мира.
Комметарии