Нет нужды доказывать, что в старости шанс дожить до следующего дня рождения у человека уменьшается, и не в последнюю очередь из-за возрастных болезней. Но есть ли какой-то предел этой все возрастающей вероятности умереть?
Если такого предела нет, то получается, что у человека есть конечный возраст, после которого смерть наступает в любом случае. Если же вероятность умереть в какой-то момент перестает расти, то человек может продолжать жить – теоретически бесконечно.
Считается, что до 80 лет или около того вероятность смерти только растет. Но вот о том, что происходит потом, в 90–100 лет, до сих пор идут горячие споры. Казалось бы, здесь нужно только собрать демографические данные, однако с одними и теми же данными одни специалисты говорят о некоем конечном возрасте, другие же, наоборот, видят, что вероятность смерти выходит на плато и никакого предельного возраста не существует.
Одна из самых знаменитых работ на эту тему была опубликована два года назад в журнале Nature. Тогда исследователи из Колледжа Альберта Эйнштейна проанализировали мировую статистику по долгожителям, собранную за полвека, и пришли к выводу, что человеку не суждено жить дольше 125 лет. Но в другой статье, вышедшей на днях в Science, говорится, что все не так, что вероятность смерти после 105 лет перестает расти и в дальнейшем остается на уровне 50% – то есть до следующего дня рождения человек доживает с 50-процентной вероятностью.
Элизабетта Барби (Elisabetta Barbi) из университета «Сапиенца», Кеннет Вахтер (Kenneth W. Wachter) из Калифорнийского университета в Беркли и их коллеги из других научных центров Италии, Дании и Германии собрали сведения о нескольких тысячах итальянских долгожителях, которым между 2009 и 2015 гг. было не менее 105 лет.
Известно, что в таких исследованиях оказывается большой проблемой собрать достоверные данные о возрасте – документы бывают либо просто утеряны, либо в них стоят неправильные даты, а на память самих долгожителей или их близких полагаться порой не приходится. Поэтому сейчас авторы работы с особым вниманием относились к регистрационным записям, свидетельствам о рождении и о смерти. И в результате оказалось, как говорилось выше, что вероятность смерти вскоре после 105 лет уже не растет.
Впрочем, нельзя сказать, что полученные результаты закрывают вопрос о продолжительности человеческой жизни. Во-первых, как пишет портал Nature, здесь анализировали только итальянских долгожителей, и непонятно, можно ли по ним судить о долгожителях других стран.
Во-вторых, некоторые специалисты указывают, что среди этих долгожителей менее сотни дожили до 110 лет и больше, и возникает вопрос, можно ли с таким небольшим числом самых долгоживущих долгожителей делать каике-то выводы о плато смертности.
Наконец, если говорить о каком-то предельном возрасте, пусть даже довольно большом, то тут можно представить какие-то молекулярно-генетические механизмы, которые могут довести организм до этого возраста – но вот представить молекулярно-генетические механизмы для потенциально бесконечного долгожительства, мягко говоря, очень непросто.
Комметарии