Сотрудники медицинского центра Маунт-Синай пишут в Nature Medicine, что им удалось избавить от злокачественных опухолей нескольких больных с неходжкинскими лимфомами. Для лечения мобилизовали иммунитет самих пациентов. Известно, что Т-лимфоциты должны уничтожать опухолевые клетки, но они не всегда справляются с этой задачей. Также мы знаем, что для того, чтобы лимфоциты научились узнавать врага, им нужно показать какие-то молекулы, имеющие отношение к болезни. Такой демонстрацией занимаются так называемые дендритные клетки (хотя и не только они).
Исследователи вводили больным прямо в опухоль вещество, привлекающее туда дендритные клетки. Затем пациенты получали небольшую дозу радиоактивного облучения – чтобы хотя бы некоторые раковые клетки погибли и разрушились. И потом больные получали ещё одну инъекцию, на сей раз с активатором дендритных клеток. Они, собравшись в опухоли, подхватывали молекулярные обломки погибших раковых клеток, перерабатывали их внутри себя и показывали Т-лимфоцитам.
Отчасти это можно назвать вакциной, но только отчасти, если иметь в виду, что тут к борьбе с болезнью подталкивают иммунную систему, помогая ей понять, как болезнь выглядит. Но настоящая вакцина работает превентивно, она обучает иммунитет до того, как болезнь появилась. Если выражаться более точно, то такой способ лечения опухоли стоит называть просто ещё одним методом иммунотерапии рака.
В исследовании участвовали одиннадцать пациентов, у которых лимфомы были разные (у неходжкинских лимфом есть много разновидностей), причём опухолевых очагов порой было больше одного, и в этом случае не все опухоли были доступны для введения лекарств. Тем не менее, у восьми пациентов обработанная опухоль либо уменьшилась, либо полностью исчезла. Недоступные для обработки опухоли у шести пациентов перестали расти в течение 3–18 месяцев, и даже немного уменьшились, а у трёх человек такие «дальние» опухоли уменьшились более чем наполовину.
В целом, несмотря на очень небольшое число больных и далеко не стопроцентную эффективность «вакцины», результаты оказались весьма обнадёживающими. Возможно, такой способ лечения подойдёт и для других типов злокачественных опухолей, особенно если использовать его с другими видами терапии.
Тем более что противораковая «вакцина», как оказалось, удачно сочетается с другим иммунотерапевтическим методом, за который в прошлом году дали Нобелевскую премию по медицине. Суть «нобелевского» метода в том, что у Т-лимфоцитов в буквальном смысле срывают молекулярные тормоза, ограничивающие активность иммунных клеток, так что они начинают очень активно истреблять раковые клетки. (Молекулярные тормоза называются иммунными проверочными точками, или иммунными чекпойнами, так что метод называют ингибированием иммунных чекпойнтов.)
Однако «нобелевский» метод работает далеко не на всех видах злокачественных опухолей – в частности, он не действует на неходжкинские лимфомы. Но, как показали эксперименты на мышах, если подавлять иммунные чекпойнты, действуя на опухоль вышеописанной «вакциной», можно добиться 75-процентного долговременного излечения. Легко понять, почему два метода усиливают друга: активированные «вакциной» дендритные клетки сообщают, кого нужно уничтожить, лишённым тормозов Т-лимфоцитам.
Кстати, похожую противораковую «вакцину» мы описывали год назад, только в том случае исследователи активировали Т-лимфоциты, которые уже пришли в опухоль и которые уже знали, как выглядят раковые клетки, но поддались усыпляющему действию болезни.
Комметарии