Международный кинофестиваль «Послание к человеку» назвал победителей в международной и национальной программах. Для участия в конкурсе были отобраны семьдесят работ, всего же зрители могли увидеть на фестивальных показах 209 картин, в том числе и ретроспективных, ставших классикой документального и авангардного кинематографа. Число премьер также внушительно — сорок четыре, включая десять мировых.
Гран-при «Золотой кентавр» жюри международного конкурса присудило ленте американского режиссера Люка Лоренцена «Полуночная помощь». Это трудно постижимая в нашей реальности история мексиканской семьи, владеющей собственной каретой скорой помощи — такая практика распространена в Мексике из-за кризиса в системе здравоохранения. Работая над этим фильмом, режиссер буквально прожил вместе со своими героями — реальной мексиканской семьей — целых три года. Фильм получил награду и от жюри российской прессы.
Во Владивостоке назвали победителей кинофестиваля «Меридианы Тихого»
Лучшим полнометражным документальным фильмом была названа катаро-канадско-британо-американская копродукция «Полуночный путешественник». Режиссер Хассан Фазили показал зрителям свой путь владельца кабульского кафе, ставшего из-за угроз членов организации «Талибан» (запрещенной в России) беженцем вместе со своими родными. Теперь они преодолевают множество бюрократических препон в Европе. Картина также получила приз ФИПРЕССИ — международной федерации кинопрессы.
Остальные призы международного конкурса распределились так: лучшим документальным коротким метром стала совместная продукция Нидерландов и Китая «Заперты в городе тысячи гор», лучший игровой короткометражный фильм — «Мария де Лос Эстерос» (Колумбия). Свои «Кентавры» также получили германо-японская лента «Кошачьи дни» (в категории «Анимация») и македонская работа «Страна меда» режиссеров Любомира Стефанова и Тамары Котевской (номинация «Лучший дебют»).
Национальный конкурс документальных лент традиционно вызывает наибольший интерес у публики — ведь здесь речь идет о тех проблемах, фактах и явлениях, которые окружают именно нас и именно у нас, в России. Судя по претендентам на победу в фестивале «Послание к человеку» последних лет, у наших режиссеров — крайне широкий спектр высказываний и взглядов на окружающую реальность. Разнообразие мнений и подходов к той или иной теме — едва ли не главное достоинство фестиваля, который собирает на своих площадках ищущую, думающую и, главное, неравнодушную аудиторию. Ведь документальное кино как жанр за последние десятилетия стало крайне редким гостем в кинопрокате — как ему выжить без зрителей, без их реакции, горячих откликов. Пусть даже отрицательных — с высказываниями авторов не всегда легко согласиться. Но без этого — зачем вообще нужно документальное кино?
В Иркутске отметили 20-летие кинофестиваля «Человек и природа»
В этом году победителем национального конкурса документальных фильмов стала работа «Хозяин оленей» (режиссер Ксения Елян, Россия-Эстония). Приз жюри получила картина Алексея Евстигнеева «Не за горами». За вклад в киноискусство с формулировкой «За свободный полет художественной фантазии, обогативший российское и мировое киноискусство», награду получил режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский, создавший, в частности, ряд замечательных и тонких лент на основе рукописей и рисунков Александра Сергеевича Пушкина.
Среди специальных программ фестиваля «Послание к человеку» выделялись показы картин киноавангарда Северных стран, а также ленты цикла «Распад социализма», по-своему интерпретирующие такие исторические события, как падение Берлинской стены, режима Николае Чаушеску, а также кровавый конфликт на Балканах. Понятно, что такое кино в наше время можно увидеть на большом экране только в рамках фестиваля. И петербуржцы не упустили эту исключительную возможность: свободных мест на показах не было.
В этом году «Послание к человеку» собрало более трех тысяч заявок на участие из 98 стран. Президент фестиваля Алексей Учитель выразил надежду, что через год число желающих участвовать в киносмотре дойдет до круглой цифры 100.
Комметарии