Осложнения при беременности теоретически можно предсказать по молекулярным маркерам, но эти маркеры ещё нужно найти.
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно рождается раньше срока (то есть от 22 до 37 недели беременности) около 15 миллионов детей, из которых больше миллиона умирают из-за осложнений, возникающих из-за преждевременных родов. В России количество недоношенных приблизилось к отметке 110 тысяч в год, более половины случаев приводят к заболеваниям и гибели детей.
Причины преждевременных родов могут быть разные: к ним медики относят преэклампсию (повышение проницаемости стенок сосудов и артериального давления матери), протеинурию (потеря белка с мочой), полиорганную недостаточность (поражение всех органов и тканей агрессивными медиаторами воспалительного ответа), гестационный сахарный диабет (нарушение углеводного обмена во время беременности) или отслойку плаценты. Но как развиваются эти факторы, каков механизм их развития, до сих пор не вполне понятно.
Можно предположить, что к преждевременным родам приводят нарушения обмена веществ и генетические нарушения – и то, и другое можно обнаружить по специфическим молекулярным маркерам. Эти маркеры можно выявить с помощью протеомного или транскриптомного анализа. Протеом – совокупность белков организма, транскриптом – совокупность РНК, которые синтезируются на ДНК и которые потом служат матрицей для сбора белков. Анализируя протеом и транскриптом, можно понять, как меняется активность генов и уровень белков при разных состояниях организма – например, при разных патологиях беременности. Но, несмотря на все протеомно-транскриптомные исследования, спрогнозировать преждевременные роды практически невозможно.
Сотрудники Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта (НИИ АГиР, Санкт-Петербург) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) предприняли ещё одну попытку найти надёжные биомаркеры, которые позволяли бы оценивать не только риск патологий беременности, но и эффективность терапии, нацеленной против этих патологий. Для начала исследователи собрали информацию обо всех известных признаках патологий беременности, пользуясь информацией из научной литературы, а также сведениями, предоставленными Национальным исследовательским институтом генома человека и независимыми биобанками Великобритании. Эти позволило сфокусироваться на наиболее значимых потенциальных биомаркерах для того, чтобы потом в эксперименте доказать их эффективность.
Кроме того, исследователи получили 4189 различных биообразцов (цельной крови, плазмы, сыворотки, плацентарной ткани), собранных в НИИ АГиР и в родильных домах от 158 женщин. Затем исследователи подобрали оптимальные условия для дальнейшей работы с биоматериалом. Часть биоматериалов оставили на длительное хранение, часть использовали для текущих экспериментов, а также при выделении ДНК и РНК. Биоматериал собирали на разных сроках беременности, строго соблюдая стандартные операционные процедуры (СОПы). (Для изучения транскриптома и протеома пациенткам необходимо сдавать анализы три раза в течение беременности и даже после родов.) По словам заведующего лабораторией биобанкинга и геномной медицины Института трансляционной биомедицины СПбГУ Андрея Глотова, в России никто таких исследований пока не проводил.
В некоторых образцах пациенток с преэклампсией обнаружили амилоидные агрегаты – скопления белков и полисахаридов, вызывающие нарушение жизнедеятельности клеток и их гибель. Кроме того, в статье в Molecular Sciences говорится о трёх генах, которые явно связаны с патологиями беременности, но о которых до сих пор с связи с такими патологиями никто не говорил. Один из генов имеет отношение к развитию некоторых иммунных клеток, другой связан с управлением клеточного белкового скелета. Ещё два гена, у которых увидели связь с патологиями, упоминались и в других работах и банках данных, при этом только один из них упоминался во всех информационных источниках.
Пока что исследователи ищут способы сохранить весь разнообразный исследуемый биоматериал, то есть сделать так, чтобы он по возможности не менялся при хранении – иначе от него нельзя будет получить достоверной информации, а хранить его нужно долго. Тем не менее, конечная цель проекта – создать базу данных генетической информации, с помощью которой можно будет оценивать вероятность различных осложнений беременности и планировать терапию.
Комметарии