В Театре имени Ленсовета премьера — спектакль «Шутки Достоевского» выпустила режиссер Мария Романова.
Спектакль «Шутки Достоевского» режиссера Марии Романовой, театр имени Ленсовета
В основе — рассказы комедийные, сатирические, с элементами гротеска — «Чужая жена и муж под кроватью» (о ревнивом муже) и «Скверный анекдот» (как высокопоставленный чиновник напивается до бесчувствия на свадьбе своего подчиненного), «необыкновенные происшествия».
Ясуловича и Ауг назвали лучшими актерами фестиваля «Балтийский дом»
На Малой сцене четыре актера: народные артисты России Сергей Мигицко и Евгений Филатов, артисты Надежда Федотова и Александр Крымов. Блестящие работы. Спектакль веселый, увлекательный.
После спектакля режиссер и один из актеров ответили на вопросы.
С удовольствием окунулись в юмор Достоевского?
Мария Романова: Эта история «выросла» из проекта нашего театра «Связь времен» в формате читки — «Достоевский и К°». Артисты были так хороши, читая рассказ «Чужая жена и муж под кроватью», что мы решили к 200-летию Достоевского сделать оригинальную, нетипичную работу, юмористическую, по рассказам молодого Федора Михайловича. В двух частях. Это была идея художественного руководителя театра Ларисы Луппиан. Рассказы разные по атмосфере. Обе истории ансамблевые.
Не стали переносить действие из ХIХ века в наше время?
Мария Романова: Я вообще не любитель осовременивать классику. Думаю, эти рассказы сами перенеслись в сегодняшний день. Особенно «Скверный анекдот». Этот изящный анекдот удивительно злободневен: и смешно, и грустно, потому что за без малого двести лет ничего в человеческой природе не изменилось.
«Чужая жена…» — настоящая комедия положений, веселая, со смешными ситуациями. Федор Михайлович прекрасно описывает страсти человеческие. Его замечательные тексты звучат и сегодня. Помню, когда читала «Чужую жену…», историю с собачкой Амишкой, хохотала и поражалась: вот дает Достоевский! Настолько обостренная ситуация, курьезная, ну не может такого быть! Яркая фантасмагория. Шок — от полнейшего абсурда! Для нашего поколения — как «Криминальное чтиво» Тарантино, абсолютная абсурдность, которая очень вкусна.
Большой шутник
Вы 45 лет служите в театре, но Достоевского, кажется, прежде играть не доводилось?
Сергей Мигицко: Я принимал участие в выдающемся спектакле Игоря Петровича Владимирова «Преступление и наказание», который шел в нашем театре в 1970-е годы. Раскольникова играл Леонид Дьячков, Алиса Фрейндлих — Катерину Ивановну Мармеладову, Анатолий Равикович — Мармеладова, Ефим Каменецкий — Порфирия Петровича, Алексей Петренко — Свидригайлова… Шикарный был спектакль, сегодня, я считаю, он получил бы все награды — актерские, режиссерские. Мы там изображали массовку, жителей Петербурга — я, Михаил Боярский, Лариса Луппиан и еще несколько наших однокурсников.
Пожалуй, больше встреч с Достоевским у меня не было.
И каковы впечатления? Со школьных лет нас «пытали» произведениями Достоевского, тяжелыми, мрачными, с философскими идеями, с пространными рассуждениями. А тут — юмор, гротеск, абсурд, любимые актерами жанры.
Сергей Мигицко: Я считал Федора Михайловича абсолютно трагическим писателем, который мог донести всю силу трагедии, драмы русского человека, интеллигента, в основном, но не только интеллигента, его тонкие, щемящие, нервные нотки. А здесь я увидел другого Достоевского — большого шутника, лицедея, который остроумно описывает комические, эксцентрические ситуации, погружает в них своих героев и смотрит, что из этого может выйти. Абсолютно русские истории. Я видел подобные в своей жизни. Прекрасный язык, чудесный, вкусный, текст несет музыку, глубокий смысл, юмор — точечный, отборный. Я, встретившись с текстами этих рассказов, увидел новую грань выдающегося русского писателя.
Комметарии