«Нам не оставили выбора», — сказал член жюри конкурса короткого метра 72-го Берлинале Райнхард В. Вольф, объявляя имя победителя. Он имел в виду, что фильм «Трэп» российского режиссера Анастасии Вебер был на голову выше остальных (в конкурсе короткого метра участвовала 21 картина). «Золотого медведя» получила дипломная работа выпускницы Санкт-Петербургской школы нового кино. 20-минутный фильм сделан на обнаженном нерве. Речь в нем не просто о музыкальном направлении «трэп», но о том, как выкладываясь, бескомпромиссно живут молодые люди.
Кульминация картины — драка-перфоманс — дикий танец, в котором проявляется целая гамма чувств. Чтобы снять такое, казалось бы, простое высказывание, в котором выверен каждый кадр, режиссеру, она же автор сценария и продюсер, понадобилось более четырех лет. Анастасия поблагодарила свою команду и поделилась планами на будущее. Ей бы хотелось снять полный метр, но оставить за собой такую черту авторского стиля, как высказывание в виде перфоманса. Награда Анастасии — первый «Золотой медведь» для России за долгое время.
Русский след есть еще в одном фильме-победителе 72-го Берлинале — Unrueh Сирил Шейблин (Швейцария). У ленты есть еще одно название «Кропоткин». Петр Кропоткин — российский ученый-картограф и революционер. Героиня картины Жозефина, ответственная за сборку механических часов, знакомится с Петром Кропоткиным. Вместе они противопоставляют капиталистическим ценностям солидарность и пацифизм. Картина получила в секции экспериментального кино Encounters приз за лучшую режиссуру.
Теперь о наградах большого жюри под председательством Найта М. Шьямалана. «Золото» получил испанский фильм «Алькаррас» Карлы Симон. Критики сравнивают его с чеховским «Вишневым садом»: новый мир приходит, разрушая старые ценности. Только сад в фильме персиковый. Это история семьи фермеров, которые должны изменить привычный уклад, уступая прогрессу и тем, кто намерен установить новые правила. Эпизод, где тракторы рушат персиковый сад, воспринимается как кровавое побоище.
Приз за лучшую режиссуру взяла Клер Дени. «По обе стороны лезвия» — интимный рассказ о судьбе женщины, в жизни которой присутствуют два главных мужчины, у одного жуткий характер, с другим ей спокойно, но сердце принадлежит первому. Фильм куплен и выйдет у нас на экраны в этом году.
Большой приз жюри «Серебряный медведь» присудили ленте «Фильм писателя» Хон Сан Су, рассказывающей о том, что возможности творца безграничны. Это 27-я киноработа корейского режиссера, и в этой обширной фильмографии берлинские «Медведи» уже водились. Приз жюри получил фильм «Одеяние из драгоценных камней» Наталии Лопес Гальярдо — история семьи и покинутого дома, тема заброшенности чередуется с исследованием природы насилия.
Лучшим сценарием признан «Раби Курнац против Джорджа Буша» Лайлы Штилер. Актриса из этой картины Мельтем Каптан стала обладательницей награды за лучшую роль. Фильм рассказывает о том, как женщина из турецкой семьи подняла весь мир на ноги, чтобы вызволить из плена в Гуантанамо своего первенца — тот попал в тюрьму по несправедливому обвинению.
Речь в фильме не просто о музыке «трэп», но и о накаленной жизни молодых людей
Специального упоминания жюри удостоилась швейцарская картина «Кусочек неба» Майкла Коха. Этому фильму, который по-новому раскрывает вопросы жизни и смерти, многие прочили «Золотого медведя». Приз «За вклад в киноискусство» получил камбоджийский режиссер Ритхи Пань: в конкурсе был представлен его фильм «Все будет хорошо».
Российский фильм Александра Золотухина «Брат во всем» в программе Encounters призов не получил. «Золотого медведя» в этой секции увезла австрийская лента «Мутценбахер» Рут Бекерман.
Комметарии