В Радищевском музее прошла выставка граффити, в которой приняли участие художники разных поколений. Сразу на входе внимание посетителей привлекает полностью расписанный граффити телевизор. И здесь же рядом самая необычная книга отзывов, которую мне приходилось видеть, посетители-художники своими записями и тэгами превратили ее в еще один настоящий экспонат.
Современные художники зачастую стремятся переосмыслить классическое искусство. На снимке Олег Зябкин и работа райтера Rawk. Фото: Андрей Куликов/РГСовременные художники зачастую стремятся переосмыслить классическое искусство. На снимке Олег Зябкин и работа райтера Rawk. Фото: Андрей Куликов/РГСовременные художники зачастую стремятся переосмыслить классическое искусство. На снимке Олег Зябкин и работа райтера Rawk. Фото: Андрей Куликов/РГ
— Для таких выставок всегда существует проблема, как перенести дух уличного искусства, живого и свободного, в галерейное пространство, которое задает определенные рамки, — говорит один из кураторов, сотрудник Государственного художественного музея А.Н. Радищева Наталья Курилова.
Именно поэтому выставку в музее развернули как бы в двух планах: один — студийные работы, некоторые из них были выполнены специально для этой экспозиции, второй — фотографии граффити этих же художников, сделанные на улицах.
Как считает музейный работник, зачастую раздражение и порицание у людей вызывают как раз быстро и небрежно выполненные граффити невысокого качества. В то же время работы по-настоящему талантливых художников, в которые вложено много труда, люди могут просто не увидеть, поскольку они находятся на заборах каких-нибудь отдаленных промзон или в заброшенных зданиях. На выставке стремились такие работы продемонстрировать. Еще одной задачей было показать, что работа многих таких райтеров не ограничивается граффити-изображениями, а переходит в стрит-арт и другие актуальные направления современного искусства.
«Значимость граффити определяет его адресность. Если мир его понимает, принимает и даже ценит — это искусство»
Например, известные в городе граффити-художники под никнеймом «Свои» превратили свое традиционное изображение трамвая для выставки в объемную композицию.
— Здесь такая мозаика, много рамочек, наложенных друг на друга, и используется всего два цвета — черный и серебристый. Вроде бы все просто, но это и отличает настоящего художника, который умеет малыми средствами сделать выразительную работу, — восхищается Наталья Курилова.
А саратовский художник Влад Арянов, он рисует в основном на айпаде, на выставке показал коллекцию расписанных им скейтов, которая объединена общей темой сошедшего с ума в результате пандемии мира.
Всего на выставке работы представили 24 саратовских художника, возраст которых от 20 до 50 лет.
— Как-то это не соответствует распространенному мнению, что граффити рисуют подростки, которые дорвались до баллончика с краской? — интересуюсь у куратора выставки Олега Зябкина.
— Ну почему, все были подростками, которые дорвались до баллончика с краской и придумали себе псевдоним. Просто кто-то бросает это занятие очень быстро, а кто-то остается и развивается. У некоторых увлечение переходит в профессию. Среди тех, кто за последние 30 лет рисовал на улице, есть архитекторы, дизайнеры, фотографы, много людей творческих специальностей, — объясняет Олег.
Для самого Олега Зябкина впервые «легализация» его увлечения произошла на одном из первых фестивалей граффити, который прошел в Саратове в 2000 году на набережной Волги. Впоследствии проведение таких фестивалей и выставок стало более-менее регулярным.
В 2008 году большой фестиваль граффити, одним из организаторов которого выступал уже сам Олег, прошел в Саратове на Новоастраханском шоссе. Участие в нем приняли известные райтеры, съехавшиеся со всей страны, которые расписали стены гаражных кооперативов.
— Народу пришло много, так что было не протолкнуться, молодежи интересно было посмотреть, как рисуют звезды российской граффити-сцены, — вспоминает Олег Зябкин.
Постепенно в Саратове сложилась традиция сотрудничества уличных художников с муниципалитетом. За последние годы в центре города на торцевых стенах многоэтажных домов на улицах Советской и Волжской появились большие картины в стиле стрит-арта. Изображение Поезда Победы с дополненной реальностью художники создали на территории исторического парка «Моя история» на Ильинской площади. А в рамках еще одного совместного с городскими властями проекта райтеры расписали арки домов на проспекте Кирова.
Уже привычным становится и представление о том, что граффити и тесно связанная с ним уличная живопись являются одним из направлений современного искусства.
— С коллегами мы удивлялись, когда увидели работы одного из райтеров, которые он представил на выставку: все они выполнены в любимых цветах палитры саратовской школы живописи, заложенной Борисовым-Мусатовым и Павлом Кузнецовым, — светло-голубой, светло-зеленый, светло-розовый, светло-синий, — говорит Наталья Курилова.
С тем, что некоторые уличные художники продолжают местные художественные традиции, согласен и бывший директор дома-музея Павла Кузнецова Игорь Сорокин.
— В 2000-е годы мной было замечено несколько граффити в городе, которые по цвету и характеру можно было бы причислить к так называемой «саратовской живописной традиции». Надеюсь, это не случайность, — поделился эксперт.
Комметарии