12 января Раймонду Паулсу исполнилось 87 лет. То есть никаких «круглых» дат, а чистой воды ностальгия. Поставила «недатский» концерт арт-директор и режиссер Театра мюзикла Марина Швыдкая. «Он нужен прежде всего нам», — сказал ведущий концерта Михаил Швыдкой. С экрана на нас смотрел маэстро. Многие ожидали услышать его обращение. Кто-то наивно полагал, что увидит Паулса в зале. Ничего подобного не случилось. Концерт сопровождали архивные фотографии маэстро с Андреем Мироновым, Валерием Леонтьевым, исполнявшими его песни, записи Паулса, фрагменты фильмов, к которым он написал музыку. После первого вечера Швыдкой позвонил виновнику торжества, чем его растрогал. Но, как сказал ведущий, еще не вечер, все впереди, тем более что Паулс полон творческих планов.
А познакомились они в начале 1970-х, когда молодой пианист играл по вечерам в ресторане, куда невозможно было попасть. Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, учился у профессора Брауна, мать которого тоже пианистка и ученица Сергея Рахманинова. Но потом увлекся джазом, написал более пятисот песен, музыку к тридцати фильмам, три балета, инструментальные произведения. А первое его сочинение было написано для кукольного театра.
Всесоюзная слава обрушилась на Паулса в 1975 году вместе с песней «Листья желтые», которую теперь исполнили Оксана Костецкая и Ефим Шифрин. Как герои популярного французского киномюзикла «Шербурские зонтики» Жака Деми, они вышли в сопровождении танцевальной группы с желтыми зонтиками. В былые времена в одном из латвийских ресторанов «Листья желтые» по просьбе посетителей исполнили 49 раз, так что постояльцы гостиницы, располагавшейся этажами выше, не выдержали, пожаловались. 50-го исполнения не случилось.
Паулс стал последним министром культуры советской Латвии. В 1999 году партия, которую он представлял, выдвинула его на пост президента его страны, но он в итоге свою кандидатуру снял, сделав выбор в пользу музыки. Швыдкой вспомнил про русскую бабушку маэстро, его знакомство с будущей женой Светланой (Ланой, как ее называет Паулс) на гастролях в Одессе, где она работала экскурсоводом.
Зал заполнили в основном зрители старшего поколения, истинные поклонники Паулса со стажем. Большая часть молодых исполнителей в силу возраста не застала пика его славы, но они участвуют в мюзикле «Все о Золушке» в Театре мюзикла. Швыдкой пошутил, что найти непьющего композитора сложно. Паулс в этом смысле находка — не пьет 60 лет. В 2017 году в Театра мюзикла уже проходил творческий вечер маэстро. Новую версию открыл хит «Маэстро» на слова Ильи Резника, первой исполнительницей которого была Алла Пугачева. Популярную и по сей день песню исполнила Галина Безрук, как и «Старинные часы». Прозвучали «Вернисаж», «Делу — время», «Еще не вечер», арии из мюзиклов «Все о Золушке» и «Сестра Кэрри». Исполняли их артисты Театра мюзикла. Анна Гученкова спела колыбельную из фильма «Долгая дорога в дюнах» с детским хором «Душевный театр-студия».
Прозвучала композиция в исполнении Большого джазового оркестра Петра Востокова. Сопровождали ее кадры из некогда популярного латвийского телефильма «Театр» Яниса Стрейча по одноименному роману Сомерсета Моэма, вышедшего в 1978 году. Роль актрисы Джулии Ламберт исполнила Вия Артмане.
Завершил музыкальное приношение хит «Миллион алых роз» в исполнении всех участников, включая Швыдкого и Шифрина. Песня переведена на разные языки. Михаил Швыдкой вспомнил, как ехал в Японии в такси. Водитель слушал «Миллион алых роз» и был уверен, что это японская песня.
Комметарии