В Петербурге завершился ХХV Международный фестиваль русских театров «Встречи в России». Участвовали в нем коллективы из 10 стран, за 10 дней показали 12 спектаклей. Государственный русский театр драмы им. Ф. А. Искандера из Абхазии был единственным, кто представил не одну постановку, а три: «Красавец мужчина» по пьесе Островского, «Софичка» по повести Фазиля Искандера, «Радость вопреки всему» по произведениям испанского поэта и драматурга Ф.-Г. Лорки. Именно этому коллективу выпала честь сыграть на фестивале, посвященному 200-летию со дня рождения А.Н Островского, пьесу нашего великого драматурга в день его юбилея. Дорогого стоит такой, к примеру, отзыв коллеги — петербургского актера: «Если бы Александр Николаевич Островский видел ваш спектакль «Красавец мужчина», он бы долго аплодировал стоя».
Петербургская критика отметила: «Сухумская русская драма произвела на фестивале фурор. Первоклассные спектакли, шедевры, которым мог бы позавидовать любой петербургский театр и любой фестиваль».
В Северную столицу абхазский коллектив приехал сразу после триумфальных московских гастролей. Шесть спектаклей сыграли в Москве — с огромным успехом. На аншлагах, с искренними, оглушительными овациями зрителей. С отличными отзывами профессиональных критиков, театроведов, назвавшими спектакли труппы «праздником театра» и «мастер-классом по актерскому мастерству». Оперная певица, народная артистка Абхазии и России Хибла Герзмава, посмотрев спектакли в Москве, написала, что счастлива за своих земляков.
Последние семь лет Сухумский РУСДРАМ возглавляет Ираклий Хинтба. В 2016 году он по собственному желанию, для многих совершенно неожиданно, покинул должность начальника Экспертного управления администрации президента республики и возглавил театр.
Корреспондент «РГ» побеседовала с лидером РУСДРАМа, возродившим театр к жизни.
У театра сейчас очень хорошая репутация. Чем объяснить такой подъем, завидную популярность? Как удалось добиться успеха?
Ираклий Хинтба: Мы сделали главное — вернули абхазскому народу театр. Люди соскучились по сценическому искусству. Когда мне предложили возглавить РУСДРАМ, наша театральная жизнь в Абхазии была, мягко говоря, не очень активной. А ведь в нашей республике в советское время были крепкие театральные традиции, театр был важной частью общественной жизни. Мы решили превратить РУСДРАМ в настоящий репертуарный театр, где спектакли шли бы практически ежедневно. Летом и осенью — каждый день.
Разве вы не уходите летом в отпуск, как это делают другие театры?
Ираклий Хинтба: Нет. Мы поставили себе цель: сыграть в 42-м сезоне до 250 спектаклей. В советские времена, когда был расцвет абхазского театра, играли существенно меньше. Сейчас мы даже зимой даем до пяти спектаклей в неделю.
Успех не приходит сам. Здесь и готовность учиться новому, и взаимодействие с российскими коллегами, пополнение труппы выпускниками Щукинского института, ГИТИСа. И моя личная насмотренность — я постоянно в курсе того, что происходит в российском и мировом театре.
Я учился в Москве на дипломата, политолога, окончил университет с красным дипломом, защитил кандидатскую диссертацию. Театр всегда был моей настоящей страстью, с самого детства. И почти каждый вечер в Москве я был в театре, видел практически все самое новое, нашумевшее, значительное. А потом смотрел спектакли в Лондоне, Нью-Йорке и других мировых столицах. И сейчас, часто приезжая в Москву и Петербург, я, конечно, каждый день смотрю новинки.
Все это дало свой результат. Мне помогает то, что я обучен профессиональному менеджменту, дипломатическим навыкам, знаю, что такое финансы, работа с людьми. Все это помогло собрать хорошую команду, в основном, из молодых людей. И, по сути, мы создали этот феномен под названием «РУСДРАМ».
Сколько премьер выпустили за этот период?
Ираклий Хинтба: 42 спектакля за 5 лет. С учетом того, что полтора года не работали из-за ковидных ограничений. Из них 30 постановок все еще остаются в репертуаре, идут регулярно и с успехом. Основаны на произведениях абхазской, русской и зарубежной классики: Льва Толстого и Алексея Толстого, Островского, Гоголя, Дюрренматта, Бродского, Лема, Лорки, Маркеса, Гольдони, Миллера… И Фазиля Искандера, имя которого носит театр.
Я видела ваши спектакли на фестивалях в разных городах. Много ездите по России?
Ираклий Хинтба: Да, и с каждым годом все больше и больше приглашений, очень часто приходится отказываться, иначе пришлось бы все время проводить на гастролях. Все-таки основная наша задача — играть спектакли на стационаре, в Сухуме, выпускать новые постановки, развивать культуру Абхазии. В прошлом сезоне представили сразу восемь премьер.
Многие узнали о нашем театре. Мы приезжаем на фестиваль или гастроли в какой-нибудь замечательный российский город и показываем свои спектакли — в Туле, например, и там формируется пул лояльных зрителей. Хорошо работает сарафанное радио. Когда эти люди или их друзья приезжают на отдых в Абхазию, то приходят в наш театр. Так с каждым месяцем у нас растет количество зрителей. Чем больше спектаклей мы играем на фестивалях по России, тем больше у нас зрителей в Сухуме. Если прежде у нас было больше зрителей в летнее, осеннее время (лучший период для отпуска россиян), то теперь их много и зимой, весной.
Знаю, что наш петербургский режиссер Мария Романова (Театр имени Ленсовета) выпускает у вас один спектакль за другим…
Ираклий Хинтба: Да, Мария поставила у нас шесть спектаклей: «Кровавая свадьба» и «Радость вопреки всему» по произведениям Лорки, «Сто лет одиночества» Маркеса, «Енджи-ханум, обойденная счастьем» по знаменитой повести абхазского писателя Даура Зантария, два моноспектакля — «Не обо мне» и «Бродский». Она хорошо чувствует природу, энергетику, характер, темперамент, традиции абхазского народа, умеет направлять энергию артистов в творческое русло, поэтому получаются спектакли, которые действительно завораживают, поэтому они идут с успехом.
У нас работает много замечательных режиссеров из Москвы. Артем Устинов поставил трагедию «Электра» по текстам Софокла, Еврипида и Платона и «Солярис» по роману Станислава Лема, Антон Киселюс — «Игрок» Достоевского, «Все мои сыновья» Миллера, «Визит старой дамы» Дюрренматта, Марк Вдовин, известный актер, а также режиссер — его спектакли идут в Театре Моссовета — «Метод» Галсерана, замечательный Сергей Ефремов — кассовые комедии. Антон Корнилов, щукинец, поставил у нас прекрасный спектакль «Рассказ мула старого Хабуга», абхазскую комедию Фазиля Искандера, и «В лучах» (неизвестные письма Марии Склодовской-Кюри). Назову учеников Сергея Женовача: потрясающий Александр Коручеков (также и представитель Вахтанговской школы, это «Кьоджинские перепалки» Гольдони), Евгений Закиров («Мама» Зеллера). Сейчас идут переговоры еще с несколькими российскими режиссерами.
Комметарии