Как известно, все тайное рано или поздно становится явным. Вот и Минтруд запросил доступ к налоговой тайне россиян. Такая инициатива содержится в проекте приказа этого ведомства. Перечень сведений, которые могут заинтересовать Минтруд, предстоит согласовывать с Федеральной налоговой службой. Но конечная цель проекта – борьба с «серой занятостью» и зарплатой в конвертах.
Налоговая тайна – это любые сведения о налогоплательщике, которые стали известны государственным органам в ходе проверок. И они не подлежат разглашению, остаются, так сказать, за семью печатями в базе данных ФНС.
Как предполагают эксперты, передача сведений из ФНС в Минтруд может оказаться эффективным инструментом в борьбе с нелегальной занятостью россиян.
Что хотят узнать представители Министерства труда, какую такую тайну выяснить? В частности, информацию о нарушениях или о признаках нарушений при заключении работодателями договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, которые на самом деле являются постоянными сотрудниками. Данные о компаниях, сотрудничающих с 10 и более самозанятыми, начисляя им ежемесячную зарплату в 50 тысяч рублей и выше. Информация о работодателях, у которых отклонения в сумме среднемесячной оплаты труда превышают 35% от средних значений по региону.
Эти и другие сведения помогут властям бороться с «серой занятостью» на рынке труда.
По итогам 2022 года Минтруд выявил свыше 660 тысяч человек, занятых в теневом секторе экономики. Хотя по оценке многочисленных аналитиков, эти масштабы гораздо больше: просто есть разные виды «тени».
Правда, у стремления таким образом победить теневую экономику в стране есть и обратная сторона медали. Чем больше людей и организаций имеют доступ к закрытым данным, тем выше риски их утечек. А кому из налогоплательщиков – будь это юридическое или физическое лицо — хочется быть просвеченным, как на рентгене?
Такой точки зрения придерживается и доктор экономический наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
— На мой взгляд, Минтруду такая информация не особенно и нужна, — считает он. – Сбором налогов это ведомство не занимается. Если планирует собрать сведения о «серой зоне» в стране, об уклонистах, которые не работают «в белую», то есть другие источники.
— Например, какие?
— Данные Росстата, которые собираются путем разных социологических опросов населения, где выясняется и статус гражданина, и его зарплата, и другие сведения.
Стало известно, во сколько обойдутся жильцам умные счетчики
Есть отчетность юридических лиц – частично открытые и частично закрытые данные. Дело в том, что конфиденциальная информация не может быть полностью открытой. «Серую занятость» можно также ловить через баланс предприятий, через оборот розничной торговли на территории субъектов Федерации. Такие сведения тоже публикуются Росстатом.
— А какие масштабы на рынке труда, по вашему мнению, у нас занимает «серая зона»?
— Считается, что около 15%. Из них примерно 5% работают «в черную», получают зарплату только в конвертах, а где-то 10 процентам часть заработка начисляют через кассу, а вторую часть в конвертах. Как правило, это предприятия торговли, оказания услуг, гостиничного бизнеса, сельского хозяйства.
Исходя из этого, предполагаю, что Федеральная налоговая служба вряд ли откроет Минтруду доступ к своей базе данных. Вопрос серьезный, у нас в стране действует закон о защите личных данных человека и каждый имеет полное право на сохранение такой тайны.
— Если предположить, что налоговая откроет свои секреты, и они станут достоянием гласности – чем это опасно, прежде всего для физических лиц?
— Налоги – это личная информация и она носит закрытый характер. Допускаю, что даже у налоговой находится не полная база. Есть данные больших чиновников, силовиков, других крупных деятелей. Если такие сведения попадут за границу, то могут стать основой для шантажа и могут нанести огромный ущерб и репутации человека, и даже урон государству.
Комметарии