Сто пятьдесят плюс не возраст, если речь об Историческом музее. Смена времен, укладов и устоев, эпох и власти — как это все отражается на Историческом музее, расположенном по адресу: Красная площадь, дом 1? Рядом — знак нулевого километра, от которого берут отсчет все дороги страны. И разговор с генеральным директором ГИМа Алексеем Левыкиным начинается не с Москвы, а с Тулы…
Со своим музеем в Тулу
Список выставок в филиале Исторического музея в Туле на этот год выглядит многообещающе. «Красавец-мужчина», «Французские часы из собрания Исторического музея», «Шедевры художественного серебра», «Русская свадьба. Традиции и обряды»… Самые зрительские проекты вы отдаете в Тулу?
Алексей Левыкин: Почему же? Мы показываем и выставки, которые у нас были в Москве, но выставка в новом пространстве все равно оказывается другой. Например, проект «Фаберже и придворные ювелиры», в Туле он был очень популярен и среди туристов, и среди местных жителей.
Я рад, что филиал состоялся. Мы открывали его в пандемию, тем не менее с момента открытия его посетили более 50 тысяч человек. Городу музей нужен, и это чувствуется. Мы планировали вначале делать в Туле две выставки в год. Но поняли, что перерыв между ними получается слишком большой. Сейчас делаем четыре проекта в год. В Туле небольшой, но очень хороший профессиональный коллектив.
Успех выставки определяет тема? Редкие экспонаты? Истории людей?
Алексей Левыкин: Все вместе. Подготовка любой выставки — отчасти риск, поскольку посетители по-разному могут считывать замысел куратора. Работа над любой выставкой — это тяжелая работа. И магия, конечно, магия предметов, идей…
Во всем мире первое место по количеству посетителей держат художественные музеи, на втором месте — археологические выставки. К сожалению, у нас это не работает. Археологические проекты вызывают меньший интерес. Зато популярны проекты, реализованные в рамках межмузейного обмена. У нас огромным успехом пользовались выставки из Петергофа, Эрмитажа, Русского музея. Эта работа с нашими петербургскими коллегами продолжится. В декабре 2024 года мы вместе с Эрмитажем сделаем проект «Драгоценности! Блеск русского двора».
Археологические проекты вызывают меньший интерес. Зато популярны проекты в рамках межмузейного обмена
Без Коммунарки, но с видом на Мавзолей
Исторический музей планирует открыть большую выставку «Ленин» в октябре. При том что дата 100-летия со дня смерти миновала.
Алексей Левыкин: Январь не лучшее время для старта выставочных проектов. В октябре 1930 года был построен Мавзолей. Это и инфоповод для выставки. Она откроется в 36-м зале, где прекрасная перспектива на Красную площадь и на усыпальницу вождя, спроектированную Алексеем Щусевым.
Выставка будет с архитектурным уклоном?
Алексей Левыкин: Нет. Выставка будет посвящена личности Владимира Ильича Ленина.
Ленин для многих посетителей младше 30 лет — фигура абсолютно неизвестная. А его роль как в мировой истории, так и в истории нашего государства существенна и значима. В Историческом музее осталась коллекция Центрального музея В.И. Ленина, сохраненная как единое целое. Поэтому у нас есть уникальный материал для выставки об этой, бесспорно, выдающейся личности.
А другие выставки про советскую историю будут?
Алексей Левыкин: Это наша боль. У нас нет постоянной экспозиции, посвященной ХХ веку. Причина проста — у музея недостает экспозиционных площадей. Мы делаем выставки об истории ХХ века, насколько позволяет наше собрание. В 2017 году мы делали большой проект «Энергия мечты», посвященный революциям — Февральской и Октябрьской. Конечно же, делаем выставки о Великой Отечественной войне и уже готовим юбилейную выставку в 2025 году. Если будет решен вопрос о создании хорошего фондохранилища с выставочными залами, то это позволит нам наконец достойно представить и историю ХХ века.
Но проект строительства фондохранилища в Коммунарке более не рассматривается…
Алексей Левыкин: К сожалению, проект приостановлен. Не знаю, как для Третьяковской галереи, Музея Победы и РОСИЗО, которые должны были стать нашими соседями по фондохранилищу, но для нас это печальная новость. Мы надеялись разместить там полтора миллиона единиц хранения.
А что с планами строительства нового здания?
Алексей Левыкин: Мы надеемся на продолжение этой работы и параллельно ищем варианты, чтобы улучшить условия хранения экспонатов. Опять-таки в рамках возможностей музея. У нас есть главное здание, территория музейного квартала между Площадью Революции и Никольской улицей и музейный комплекс в Измайлове.
А сколько экспонатов?
Алексей Левыкин: Наше собрание насчитывает более пяти миллионов единиц хранения.
В поисках героя
Насколько актуален сегодня рассказ об истории через биографию заметных исторических деятелей? Или это своего рода возвращение к романтической версии истории Томаса Карлейля, в центре которой «герой и толпа»?
Алексей Левыкин: Томас Карлейль, конечно, яркая фигура в исторической науке, но все-таки наша основа — русская историческая школа, которая оформилась уже к моменту деятельности Карлейля. Достаточно вспомнить труды Карамзина, Соловьева, Ключевского…
Историю, как известно, творят люди. И мы в рамках традиции, сложившейся в нашем музее, рассказываем о событиях, которые происходили в истории страны, в том числе и на примере государственных, общественных деятелей, простых людей. У нас разнообразная коллекция, которая позволяет рассказать и о придворной культуре XVI-XVII веков, и о жизни дворянства и купечества, военных, крестьян.
Когда основатели говорили о музее русского народа, они подразумевали музей народного быта, историю народного просвещения, разных субкультур, скажем, от поморов до терских казаков, развития самоуправления народа?
Алексей Левыкин: Фактически Исторический музей стал воплощением идей А.С. Уварова и И.Е. Забелина. Имея огромный опыт научной работы, Уваров сумел реализовать в создании музея главные направления своей научной деятельности, смог донести до публики открытия европейской науки того времени, результаты исследований русских ученых, собственные изыскания. Наш музей не хранилище редкостей, не царская сокровищница или парадная резиденция. Это музей истории нашего народа. Народный музей — таким он был задуман, таким остается более полутора столетий.
Комметарии