Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Под знаком Малевича». Здесь графика самого художника и мастеров его круга, из собрания галереи. Обратим внимание на то, что самое знаменитое полотно Малевича «Черный супрематический квадрат» впервые было показано публике на легендарной Последней футуристической выставке под названием «0,10». Она открылась 19 декабря 1915 года и демонстрировала намерение художников завершить историю футуризма и начать новый этап – переход к супрематизму. Столетию той выставки и ключевому для ХХ века полотну посвящена новая экспозиция в Третьяковке.
Выставка состоит из трех разделов. Во-первых, графическое наследие самого Казимира Малевича – всё, что есть в запасниках Третьяковской галереи, включая знаменитый автопортрет. Коллекция уникальна – в ней отражены все периоды творчества художника – его поиски в символизме, фовизме и кубофутуризме. Два других раздела рассказывают о художниках, развивавших супрематические идеи Малевича. Сообщество «Супремус» было организовано в 1916-м, просуществовало всего два года. На то было много обстоятельств, одно из самых важных – художникам было тесно в концептуальных рамках, заданных лидером. Принципиальный Малевич настаивал – в супрематизме есть нерушимая основа, на которую все обязаны опираться. Истинным супрематистом Малевич считал только Ольгу Розанову, другие члены «Супремуса» нарушали заветы художника.
«Тот белый фон, который он считал пустыней бытия, и формы плавали – между ними должна была состояться интрига, притяжение или, наоборот, отталкивание. А Удальцова, Попова – они как бы группировали формы в центре, лепили друг с другом, слепливали в глухие плотные конструкции. Ну, и к тому же нарушали ещё один принцип Малевича – чистоту геометрических форм», – рассказала куратор выставки Татьяна Горячева.
Самыми верными последователями Казимира Малевича были Николай Суетин и Илья Чашник, участники второй группы художников «Уновис». Мастер создал её в 1920 году, когда стал преподавателем Витебской художественной школы. Туда его пригласил Эль Лисицкий, разделявший философию Малевича. Сам Малевич возлагал на Лисицкого большие надежды. Он хотел, чтобы тот развивал его супрематические идеи в архитектуре.
«Лисицкий этим занимался, но, будучи прагматиком, он пытался внести функциональность, которая должна быть в архитектуре, и это часто становилось предметом их полемики, – отметила Татьяна Горячева. – Малевич считал, что объемный супрематизм должен быть беспредметным, что он только дает идею для будущего».
Пути Малевича и Лисицкого вскоре разошлись – расстались друзьями. Лисицкий стал работать над своими знаменитыми проунами. Группа «Уновис» вскоре распалась. В 1922 году с ней стали бороться власти, на которую, кстати, художники этого сообщества много работали – оформляли трамваи, автомобили и даже продовольственные карточки.
Посетители выставки «Под знаком Малевича», конечно, должны посетить и зал, где представлены живописные работы супрематистов – он находится совсем рядом. И там же – самая знаменитая и мистическая картина ХХ века «Чёрный квадрат на белом фоне», которой и посвящена новая выставка в Третьяковской галерее.
После знаменитой экспозиции «0,10», в красном углу которой и был представлен один из главных шедевров ХХ века, Александр Бенуа написал: «Чёрный квадрат – это и есть икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер». Картина стала поворотным пунктом в развитии всего изобразительного искусства. Малевич выступил пророком, про своё бессознательное открытие написал, что «все эти Врубели перед такими квадратами – нуль». Умирая, «растворяясь в нуль форм», он пожелал, чтобы его могилу украшал «Черный квадрат» – главное открытие его жизни.
Комметарии