Льготников могут временно снять с бесплатного лекарственного обеспечения, если они не соблюдают схему лечения. Для пациентов, которые получают рецепты на бесплатные лекарства, а потом не соблюдают указания врача по применению препаратов, могут ввести наказание. Общественный совет при Минздраве предлагает прописать в законодательстве, что по решению врачебной комиссии в течение некоторого времени (например, месяца) такие пациенты смогут приобрести назначенное лекарство только за свой счет. Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко считает, что сначала логично будет подробно отработать такую систему в рамках пилотного проекта. По словам экспертов, более половины льготников принимают препараты не по схеме, которую назначил врач, а исходя из собственных соображений или советов, услышанных по телевизору.
Общественный совет при Министерстве здравоохранения провел мониторинг системы лекарственного обеспечения населения и направил в ведомство ряд предложений (копия отчета есть у «Известий»). Как говорится во вступлении, выработанные в ходе аудита рекомендации адресованы федеральным и региональным органам исполнительной власти, при этом они «требуют более глубокой проработки и экономического расчета в плане принятия решения по их внедрению». В том числе совет предлагает метод «воспитания» пациентов, которые сами не заботятся о своем здоровье.
Как отмечают авторы, в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прописаны не только права, но и обязанности граждан. В статье 27 действительно сказано, что «граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья», а «граждане, находящиеся на лечении», обязаны еще и «соблюдать режим лечения». Как говорится в документе Общественного совета, ни в одном российском законе нет «положений, разъясняющих, каким образом можно воздействовать на пациента, не соблюдающего эти требования». Если брать ситуацию с лекарственным лечением, «недисциплинированный» пациент делает плохо не только себе, но и пускает на ветер бюджетные деньги. «В результате несоблюдения врачебных назначений требуется увеличение дозировки, применение более дорогостоящего лекарственного лечения», — отмечается в документе Общественного совета.
Совет предлагает Минздраву рассмотреть вопрос о внесении изменений в закон об основах охраны здоровья и в закон об обязательном медицинском страховании. Как вариант предлагается такая формулировка: «В случае несоблюдения рекомендаций лечащего врача, несоблюдения режима лечения по решению врачебной комиссии лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении осуществляется за свой счет». Авторы предложения уточняют, что комиссия может cнова рассмотреть этот вопрос и принять новое решение по заявлению гражданина, но не ранее определенного срока — одного или нескольких месяцев.
Как рассказал член Общественного совета при Минздраве, директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов, врач обычно может довольно легко понять, соблюдает ли пациент его рекомендации. Например, он может просто попросить пациента рассказать, как именно тот принимает таблетки. И если тот не вспомнит, что должен их принимать, скажем, три раза в день за полчаса до еды, очевидно, что он без должного внимания относится к лечению. Как рассказал эксперт, врачи и сейчас нередко устраивают такие проверки.
— Если пациент принимает препарат не так, как нужно, то препарат соответственно работает не должным образом, — сказал Давид Мелик-Гусейнов. — Далее врач назначает другой препарат, и он тоже оказывается нерабочим. Тогда врач задает пациенту наводящие вопросы, и становится понятно, что тот просто лечится неправильным образом.
По словам эксперта, если пациенту нельзя в период приема препаратов употреблять спиртное, проверки можно провести в том числе с помощью теста на алкоголь — он недорогой и быстрый.
Николай Герасименко считает, что предложение «имеет право на жизнь». По его словам, то, что пациенты неправильно принимают выписанные им препараты, — действительно существующая проблема.
— Мы говорим об ответственности человека за свое здоровье, и, если он грубо нарушает назначения врача, определенные санкции могут применяться, — сказал депутат.
Он отметил также, что сейчас к этому предложению «много вопросов».
— Кто будет контролировать, выполняет или нет пациент предписания? У нас и так врачей не хватает, чтобы вести прием, назначать лекарства и лечить, а кто будет заниматься еще и контролем? — спрашивает Герасименко. — И какая будет система контроля? На каком основании можно установить, что человек действительно не принимал лекарства?
По мнению депутата, необходимо сначала четко продумать механизм, чтобы, с одной стороны, такая мера не привела к ухудшению здоровья пациентов, а с другой — чтобы врачи не оказались засыпаны исками. Потом можно проверить, как это работает на практике.
— Надо проводить пилотный проект в каком-то регионе, перед тем как принимать меры на федеральном уровне, — сказал Николай Герасименко. Депутат уточнил, что для проведения пилота изменять федеральные законы не требуется. По его словам, существуют и другие методы «воспитания» пациентов, которые плохо о себе заботятся.
— К примеру, в западных странах, если установлено, что болезнь пациента вызвана курением, ему могут отказать в плановой операции по установке стента в сосуды, пока он не бросит, — сказал он. — Конечно, операцию по экстренным показаниям ему сделают в любом случае. По мнению депутата, к такому методу российской общество сейчас точно не готово.
Заведующий филиалом московской поликлиники № 69 Игорь Куделин, у которого 9-летний стаж работы терапевтом, рассказал, что примерно две трети его пациентов «мягко говоря, занимались самолечением, то соблюдая, то не соблюдая правила, то добавляя другие лекарства, то меняя дозировку».
— Врач, конечно, не будет сидеть дома у пациента или смотреть видеозапись, как тот пьет таблетки, — сказал Куделин. — Но врач может что-то заподозрить, когда результаты лечения оказываются не такими, какими должны быть. Я задаю вопросы так, чтобы пациент не понял, что я его проверяю. И тот, у кого уже должен был закончиться курс, добродушно признается: «А зачем я вообще буду пить эту химию?»
В практике Игоря Куделина были случаи, когда пациент-льготник получал бесплатные лекарства годами и просто хранил их в своей квартире. — К сожалению, и я сам видел это, бывает, что после смерти пациента его родственники сумками приносят обратно препараты, которые он не принимал, — сказал он. — Лекарства просто складировались, а пациент лечился, например, «по Малышевой» (ведущая программ о здоровье на «Первом канале». — «Известия»).
Игорь Куделин считает, что ответственность пациента стоит более четко прописать в законодательстве, иначе «получается, что всегда виноват врач». При этом, по его словам, разработать четкий и понятный механизм, который бы позволил выяснить, насколько ответственно пациент выполняет рекомендации врача, будет сложно. — Ведь даже если пациент говорит на приеме, что он не стал пить лекарство, потом он может сказать совершенно другое, а его родственники подадут в суд, — сказал Игорь Куделин. — К тому же врач обязан доводить до пациента информацию в доступной форме, а пациент может сказать, что ему объяснили недоступно. Игорь Куделин добавил, что пациент может не принимать лекарства не только потому, что не хочет заботиться о своем здоровье, а потому, что не доверяет конкретному врачу.
Комметарии