Впервые ель на территории будущей Киргизии украсили игрушками в конце декабря 1877 года. До этого времени большинство местных жителей не имело представления о праздновании Нового года по христианскому обычаю, так как в регионе летосчисление основывалось на мусульманском календаре.
Новогоднюю елку установили во дворе Михайло-Архангельской церкви в Оше по распоряжению командира Четвертого Туркестанского батальона Сергея Торопнина и первого ошского уездного начальника Михаила Ионова. По сохранившимся в архиве воспоминаниям одного из очевидцев этого события, украшенное дерево тут же привлекло внимание жителей близлежащих домов, особенно детворы. Не прошло и часа, как посмотреть на диковинку собрался почти весь город. Местное мусульманское духовенство на первых порах выразило Михаилу Ионову некоторое недоумение, но разногласия быстро уладили.
Надо отметить, что царская администрация проявляла крайнюю деликатность в отношении соблюдения традиций коренного населения Киргизии, стараясь не вмешиваться в вопросы религии и быта. Именно поэтому такие праздники, как Рождество и Новый год, рекомендовалось отмечать в кругу русской диаспоры. На этот счет даже был издан высочайший указ, предписывающий ни в коем случае не принуждать местных жителей участвовать в христианских торжествах, но и не прогонять, если они захотят повеселиться.
В первые годы советской власти Новый год был объявлен буржуазным праздником. В итоге о нем забыли вплоть до 1935 года, когда в газете «Правда» от 28 декабря опубликовали выступление кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям праздник, — писал он. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».
С тех пор отмечать наступление Нового года все же разрешили, но скорее как детский праздник, в котором активное участие принимали и родители. Возрастные ограничения сняли после того, как президиум Верховного Совета СССР указом от 23 декабря 1947 года постановил считать 1 января праздничным и выходным днем.
В 1967 в СССР был выпущен уникальный набор елочных украшений из 15 стеклянных игрушек, изображающих девушек, одетых в национальные костюмы. Была среди них и киргизская красавица.
Несколько лет назад некоторые депутаты киргизского парламента выступили с инициативой отменить празднование Нового года как «не соответствующее народным традициям». Правда, большинство их коллег это предложение отклонили.
Комметарии