— А вот скажите, кто помнит, где умер великий Леонид Собинов? — спросил Соломон Волков.
Никто не вспомнил — и Волков продолжил:
— Певец, блиставший на сцене Большого театра, внезапно скончался в буржуазной Риге. Причем, в ту же ночь был загадочно убит глава рижской православной епархии — и латвийская охранка тех лет, страшно не любившая Собинова за просоветские взгляды, тут же сплела загадочную версию о какой-то странной причастности певца к убийству…
Все это осталось в документах, а Волков писал об этом еще в далеком 1964-м году… Где Собинов, где криминал, где политические игры? Да только ли эта история прячется в архивах. Но вспомнил Волков о ней не случайно. Известный культуролог, писатель и музыковед привез в Москву пока еще не изданную рукопись своей книги «Новая история Большого театра: культура и политика». Примерно, говорит, страниц 550. По словам автора, это «неортодоксальная история взаимодействия искусства и политики на сцене Большого театра».
Есть множество исследований, в которых история главного театра страны выстраивается, как череда премьер, провалов и взлетов.
«Меня всегда интересовало другое, — объясняет Волков. — Это тема взаимодействия культуры и политики. Поэтому, когда Большой театр заказал мне такое исследование, я с радостью согласился. Тем более, что книги, которая рассматривала бы историю Большого театра с такой точки зрения, до сих пор не было».
Презентация рукописи будущей книги прошла собственно в самом Большом театре, и автор предупредил, что его можно считать ветераном этой прославленной сцены: первый раз он появился на ней 11-летним. В составе детского оркестра, участника декады латвийской культуры в Москве, играл Детскую симфонию Гайдна и видел в «царской ложе» Хрущева.
В новой книге Волков, опираясь на официальные документы, рассказывает о том, как Большой театр дважды оказывался под угрозой закрытия. Первый раз — благодаря фанатичному стремлению Ленина в 20-х годах. В партийной верхушке шла нешуточная борьба за театр, который «едва не исчез с культурной карты страны». В театре даже вывешен был приказ о закрытии, увольнении и выдаче выходного пособия всем за два месяца. Против был, как ни парадоксально, Сталин — у него было свое представление о будущем театра.
Второй раз, по словам Волкова, Большой театр мог исчезнуть в «лихие 90-е», когда театр вполне могли приватизировать, укрыв «под крышей» криминальных элементов. Не верится, а угроза была, между прочим, реальной…
Работал над книгой Соломон Волков года два. Первыми ее читателями стали гендиректор театра Владимир Урин и заместитель председателя Попечительского совета Михаил Швыдкой — они и помогли автору представить труд в стенах того же ГАБТа. По словам Урина, символичен сам факт, что рукопись представлена как раз в день, когда Большой театр отмечает свой 240-летний юбилей (28 марта).
Конечно, «это абсолютно авторский взгляд». Но ведь из разных точек зрения, заметил руководитель Большого, и складывается объемный взгляд на историю: «Сегодня появилась точка зрения человека, к которому лично я отношусь с уважением и благодарю за любовь к Большому театру». Михаил Швыдкой добавил, что проект получил поддержку Попечительского совета Большого театра.
Проект, наверняка, вызовет мнения самые противоречивые, но Швыдкой не сомневается: «В лице Соломона Волкова мы нашли правильного автора. Я читал рукопись взахлеб. Она очень талантливо написана».
Когда книга будет издана? Это как раз сейчас и обсуждают дирекция Большого театра с издателями. Ждать, обещают, недолго.
Комметарии