Фильм режиссера Виктора Демента «Находка» снят по повести Тендрякова. Она не о быте, а о бытии; с незамысловатым сюжетом, но с большими смыслами. О том, как работается с высокой литературой, в интервью программному директору фестиваля «Дубль дв@» рассказал исполнитель главной роди Алексей Гуськов.
В чем смысл обращения к повести полувековой давности?
Алексей Гуськов: Это литература, отобранная временем, она не о быте, а о бытии. С незамысловатым сюжетом, но с большими смыслами. Сам способ рассказа очень кинематографичен — не случайно оператор Андрей Найденов получил на «Кинотавре» приз за изобразительное решение. Мое знакомство с Тендряковым было поверхностным — в критике, я знал, его определили в «деревенщики». Решил узнать его поглубже и обнаружил, что во многих его историях — притчевая основа, они понятны не только в России: Тендрякова перевели на многие языки. «Находка» — история вневременная, путешествие души, путь человека к самому себе.
Сначала ваш герой предстает человеком-кремнем, уставшим и от людей и от жизни…
Алексей Гуськов: Я бы его назвал соляным столбом. Он уже ничего не ждет ни от окружения, ни от себя. Человек в футляре правил. И должно произойти что-то экстраординарное, чтобы он начал видеть хотя бы человека, который всегда рядом, — свою молчаливую жену. Хотя бы слышать ее. Это ведь проблема не только нашего общества. И она современна: все погружены в дивайсы, естественное общение почти ушло. На нас вываливается ворох информации о катастрофах, смертях, бедах — и возникла эмоциональная тупость. Все это — предмет фильма.
Как я понимаю, съемки проходили в экстремальных условиях.
Алексей Гуськов: Мы снимали в Медвежьегорске, куда только поездом. Природа совершенно невероятная, но не скажу, что этот край благоприятен для кинематографистов. Администратор вставал в пять утра, чтобы грейдером проложить дорогу до места съемок. И было -35°С, и замерзал визир у камеры, и оператор снимал почти вслепую — это очень жесткий спорт. Такие картины всегда невероятно красивы и невероятно трудны в производстве.
Вам пришлось лезть в ледяную воду.
Алексей Гуськов: Мне повезло: туда можно было подвезти передвижные баньки, и после того, как я бухнулся в нулевую воду, можно было отогреться.
Виктор Демент впервые снял игровой фильм — как с ним работалось?
Алексей Гуськов: Он хорошо образован и много «насмотрен», у него большой опыт в сценарном и редакторском деле. Работа шла системно, от заявки до сценария, который на питчинге в Берлине получил приз. На съемках был чуток к актерам, охотно принимал наши предложения, но чаще всего мягко и неназойливо добивался своего. У актеров часто возникает соблазн подмять текст под себя, а здесь я понял, что если не буду точно следовать построению фразы Тендрякова — все рассыплется. Нельзя пропустить ни запятой, ни восклицательного знака.
Вы имеете в виду не только диалог, но и структуру этой прозы?
Алексей Гуськов: Абсолютно. Посмотрите, как разработана сцена с похоронами погибшего ребенка. Какие там тончайшие нюансы человеческого отношения к событию. Именно здесь в герое происходит слом — он вдруг осознает свою ответственность за других. Да, это высокая литература, такая очень редко достается актерам.
Комметарии