«Вышла Леночка на сцену, шум пронесся по рядам…». Когда читаешь стихи Барто или Михалкова, перед глазами сразу возникают знаменитые иллюстрации Аминадава Каневского. Известен он, конечно, и своими карикатурами. В Москве открылась выставка графики художника «Мурзилка и мировой империализм».
Знаменитый дядюшка Сэм – символ империализма, переговоры Гитлера и Чемберлена, американские краснобаи на заседании ООН. Эти карикатуры создавал Аминадав Каневский. Он – тот самый папа «Мурзилки» – желтого пушистого существа в красном берете, одновременно с этим был и советским политическим карикатуристом. Одной из самых ярких фигур журнала «Крокодил».
«Сатира откликалась на любое международное событие, сейчас это понятно вдвойне, потому что сейчас такой же интерес к международной политике. «Крокодил» выходил каждую неделю, и каждую неделю нужно было нарисовать картинку на какую-то конкретную тему, то есть это, в каком-то смысле, своеобразный Facebook того времени», — рассказал искусствовед Вадим Алексеев.
Эти политические зарисовки – свидетельство эпохи. Здесь и торговля США с Китаем, и так называемые поджигатели войны – империалисты в цилиндрах.
«Еще любили нарисовать, скажем, языки гадюки, на которых было написано — «Голос Америки» или «Радио Свобода», или что-то в этом роде. Это были, конечно, штампы, мощнейшее идеологическое оружие советской власти, но кто понимал — просто смеялись над нелепостью этой ситуации», — объяснил Вадим Алексеев.
Каневский начинал с иллюстраций к Гоголю и Салтыкову-Щедрину. Именно они были его проводниками в мир сатиры. С реальными учителями художнику тоже повезло.
«Его направляют в самый лучший художественный вуз Вхутемас, попадает он сразу в замечательные руки, в мастерскую Александра Родченко. Потом перешел в класс графики к Фаворскому, это еще лучше для человека, который любил тушь, любил перо, там он учится замечательному рисунку», — поделилась куратор выставки Любовь Агафонова.
В пятидесятые по советским редакциям даже ходил двойник художника – самозванец предлагал услуги карикатуриста. Популярность Аминадава Каневского была всенародной – издания с его иллюстрациями выпускались миллионными тиражами. Герои классиков в представлении уже нескольких поколений – именно такие, какими их увидел Каневский.
Комметарии