Как остановить распространение туберкулеза на планете? Эту важнейшую медицинскую тему обсуждали на высшем уровне. В Москве проходит глобальная конференция Всемирной организации здравоохранения, посвященная борьбе с опасной болезнью. В России ведутся клинические испытания новой вакцины, и медики пытаются решить главную задачу — преодолеть привыкание организма к лекарственным препаратам.
Это и есть лечебный сеанс — ни уколов, ни таблеток — частицы лекарства от туберкулеза рассеяны в воздухе. Концентрация контролируется автоматически — побочный эффект минимален.
«По сравнению со стандартным введением в виде таблетки, нам дозу надо понизить в 10 тысяч раз для достижения того же эффекта. Нагрузки на желудочно-кишечный тракт нет», — говорит научный сотрудник института химической кинетики и горения РАН Сергей Валиулин.
Чтобы таким способом лечить человека, нужны специальные ингаляторы. Они — в разработке. Речь, при этом, о лекарствах уже известных, просто теперь в виде аэрозолей. Так они будут действовать точечно, попадая сразу в легкие. И риск того, что микробактерия — палочка Коха — со временем станет невосприимчива к препарату, практически сводится на нет.
«Лекарственная устойчивость — это, пожалуй, для нас сейчас главная проблема. Представьте только, каждый год почти 600 тысяч больных туберкулезом умирают из-за того, что бактерии в их организме адаптировались к лекарствам, то есть лекарства не работают. Это происходит из-за того, что неправильно были подобраны препараты или они принимались в слишком больших количествах», — говорит директор Департамента по борьбе с туберкулезом ВОЗ Марио Равильони.
Данные ВОЗ: только в прошлом году от туберкулеза умерли почти два миллиона человек. Медики всего мира ставят перед собой задачу, если не окончательно победить болезнь, то хотя бы перевести ее в разряд редких.
На конференции в Москве представители из 194 стран, но глобальной ее называют, конечно, не только из-за количества участников, а их, к слову, почти тысяча. Главное — они должны объединить усилия в борьбе с туберкулезом. Конкретные шаги прописаны в декларации. Здесь говорится и о профилактике, и о научных исследованиях, и о разработке новых лекарств и методов диагностики. И такой комплексный подход позаимствован именно из российского опыта.
Распространение туберкулеза напрямую связано с процессами глобализации и миграции, за которыми медицина, особенно в развивающихся странах, не успевает. Впрочем, социальные аспекты здесь отходят на второй план. От инфекции не застрахованы и те, у кого нет вредных привычек. Если организм ослаблен, к примеру, из-за стрессов, заразиться можно и в общественном транспорте.
О том, насколько острой стала проблема, говорил и Владимир Путин, открывая конференцию: «По оценкам экспертов, сегодня туберкулезом инфицировано – просто страшно называть эту цифру – около трети населения планеты. Эта болезнь уносит больше жизней, чем любая другая инфекция, от нее не застрахован никто, в том числе жители благополучных государств с высокими стандартами жизни и качественной медициной. К этому нужно добавить прямые и косвенные социально-экономические потери от распространения туберкулеза».
Разработка новых, более мощных лекарств это всегда не один десяток лет. А вакцина, известная нам БЦЖ, защищает лишь от развития тяжелых, неизлечимых форм туберкулеза. Поэтому российские специалисты не первый год занимаются разработкой современной вакцины, эффективной и безопасной. Сейчас идут ее клинические испытания.
«Что важно — эта бустерная вакцина, то есть если человек в детстве был привит вакциной БЦЖ, то во взрослом возрасте эта вакцина заставляет вспомнить всю его иммунную память, восстановить и таким образом защитить человека даже во взрослом возрасте», — рассказала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Туберкулезом можно заразиться даже при разговоре. При этом, по данным ВОЗ, своим лечением занимается только каждый пятый. Остальные о том, что болеют, просто не знают. Поэтому так важна работа тех же нижегородских ученых — они тестируют высокочувствительное оборудование, способное найти инфекцию в молекулах крови на стадии, когда она едва попала в организм, когда у пациента и симптомов-то никаких нет, а в больницу он пришел по какой-то другой причине.
А британские медики предлагают еще организовать профилактические осмотры на дому. Специалисты из США рекомендуют проводить обучающие курсы для врачей по теме передовых исследований.
«Программы по переподготовке медиков у нас есть практически во всех крупнейших университетах и клиниках страны. Мы готовим и молодых, и опытных специалистов, это непрерывная работа. И именно потому, что мы этим занимаемся, уровень заболеваемости туберкулезом у нас один из самых низких в мире», — отметил директор Национального института по изучению аллергических и инфекционных заболеваний США Энтони Фаучи.
За прошлый год, по данным ВОЗ, в мире туберкулезом заболели еще 10,5 миллионов человек. Больше половины случаев — 60% — были зафиксированы в шести странах: Индии, Индонезии, Китае, Нигерии, Пакистане и Южной Африке. Что же касается России, то в последние годы у нас снижалась и смертность от туберкулеза, и реже фиксировались новые случаи.
«За последние восемь лет смертность от туберкулеза в России сократилась более чем на 66 процентов, заболеваемость — на 37 процентов. При этом, если в мире в указанный период заболеваемость снижалась в среднем на 1,5 процента, в России темп снижения составил 2,8 процента, — сообщил Владимир Путин. — Мы реализуем ряд программ по борьбе с этой болезнью, ведем стабильное бюджетное финансирование этих программ. Большое внимание уделяем совершенствованию методов диагностики и лечения, созданию современных вакцин и тестов на основе биотехнологий. Одновременно улучшаем систему диспансерного обследования и профилактики туберкулеза».
На московскую конференцию приехал глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейсус, а также первый заместитель генсека ООН Амина Моххамед. С ними Владимир Путин провел отдельную встречу. Говорили о том, что объединять усилия нужно в борьбе не только с туберкулезом, но и с другими заболеваниями.
Комметарии