Если пчёлы не тратят времени на танцы, в некоторых случаях эффективность улья от этого только возрастает.
Когда пчела возвращается в улей с нектаром, она выполняет перед остальными пчёлами особый танец, с помощью которого сообщает, где она нашла еду. Танцующая пчела бегает по сотам, виляя брюшком, и по характеру танца, по направлению танцевальных па и по частоте виляний её товарищи понимают, в какую сторону и как далеко нужно лететь.
Танец может длиться довольно долго, в некоторых случаях до пяти минут, но считается, что такие танцы повышают эффективность пчёл, что они собирают больше нектара, а значит, делают больше мёда. Действительно, если ты нашёл, например, цветущее дерево, то лучше сообщить о нём другим, чтобы они не рыскали бесполезно по округе, а быстрее всей компанией собрали с него всё, что можно собрать. Но притом только несколько видов медоносных пчёл используют танцевальную коммуникацию. Подавляющее же большинство пчёл, а это более пятисот видов, среди которых есть много вполне социальных видов, обходятся без танцев. Вероятно, танцы нужны всё-таки не всем и не всегда.
В последнее время многие специалисты пытаются понять, насколько и в каких условиях танцы выгодны для пчелиных колоний. Исследователи из Университета Лозанны и Университета Майнца несколько лет экспериментировали с ульями, расположенными в наполовину окультуренной среде обитания, которая на 28% состояла из городских и пригородных ландшафтов, а на 23,6% была сельскохозяйственной. Чтобы проверить, как продуктивность улья зависит от танцев, улей либо накрывали светофильтрами, либо меняли ориентацию танцевальной площадки. Во время танца пчёлы учитывают направление световых лучей и силу земного притяжения, но притом они видят не все световые волны, так что их можно сбить с толку светофильтрами и изменением ориентации относительно земной поверхности.
Кроме того, в некоторых случаях пчёлам просто не давали танцевать в течение 18 дней. У пчёл хорошая память, но живут рабочие особи недолго, всего несколько недель, если речь идёт о лете, а добытчиками они становятся к концу жизни. Так что, не давая им танцевать 18 дней, можно сделать так, что никакие новые добытчики не будут знать тех мест, куда летали добытчики предыдущего поколения.
В статье в Science Advances говорится, что пчёлы довольно быстро понимали, когда их коллеги танцевали неправдоподобные танцы (когда пчёл сбивали с толку, прикрывая от света и т. д.), и переставали обращать на них внимание. Но при этом эффективность добытчиков возрастала. Точно также пчёлы приносили больше нектара в тех случаях, когда им вообще не давали танцевать: хотя летали они за кормом в среднем на 8 минут дольше, мёда получалось на 29% больше, чем в тех ульях, где танцы продолжались.
Авторы полагают, что танцы оказываются полезны лишь в определённой среде, и там, где среда уже сильно изменена человеком, они себя не оправдывают. Если приходится собирать нектар с цветов, рассеянных по клумбам, балконам, огородам и садам, или же если неподалёку есть целое сельскохозяйственное поле с чем-то цветущим, то изучать чужие танцы будет лишь потерей времени – лучше сразу взять и лететь на поиски самому. Впрочем, чтобы лучше проверить эту гипотезу, авторы работы собираются поставить новые похожие эксперименты с пчёлами в разном окружении и в разное время года.
Комметарии