Сегодня маленькая, но гордая Шотландия вместе со всем миром отмечает очень важный для литературы юбилей. Двести пятьдесят лет назад в Эдинбурге родился будущий писатель Вальтер Скотт — основоположник жанра исторического романа.
Сегодня, когда историческая проза является одним из самых популярных мировых жанров, это кажется даже странным, что когда-то кто-то этот жанр должен был придумать. Но в литературе, как и в географических открытиях, всегда так. Кто-то должен быть первым. Недаром русский критик В.Г. Белинский называл Вальтера Скотта «литературным Колумбом». Колумб открыл Америку, Вальтер Скотт — жанр исторического романа.
До него никому не приходило в голову, что исторические события можно описывать не только с точки зрения исторической правды, но и фантазируя на эти темы, придумывая героев, которых на самом деле не было, но которые могли быть. Хотя и с точки зрения исторической достоверности Вальтер Скотт был вполне серьезным историком. Но он первый понял, что история — не только хроника известных событий, но и очень увлекательные литературные сюжеты.
Он родился в семье юриста и дочери профессора медицины. Родители воспитывали 13 детей, из которых выжить удалось лишь шестерым. Детство Вальтера омрачилось тяжелым заболеванием — параличом. Родители боролись за здоровье ребенка, регулярно вывозили его на курорты. Болезнь отступила, но Скотт навсегда остался хромым.
В школе учился плохо, учебу терпеть не мог. Спасала мальчика лишь феноменальная память. Был большим озорником и среди сверстников имел славу отличного рассказчика. Несмотря на хромоту, увлекался альпинизмом.
После сдачи экзаменов в Эдинбургском университете Скотт пошел по стопам отца и стал адвокатом. Первые годы адвокатской практики провел в путешествиях по стране, попутно собирая народные легенды и баллады. Занимался переводами с немецкого языка, анонимно опубликовав балладу Бюргера «Ленора» и драму Гете «Гец фон Берлихинген».
В 1808 году написал роман в стихах «Мармион», став новатором и в этом жанре. Однако его творческий эксперимент критики разнесли в пух и прах.
Маленькая, но гордая Шотландия отмечает важный юбилей — 250 лет Вальтеру Скотту
Спустя несколько лет опубликовал новые произведения: «Дева озера» и «Рокби». Они были с восторгом приняты читателями. За писателем закрепилась слава основателя нового жанра — исторической поэмы.
И наконец, один за другим стали появляться исторические романы Скотта: «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго» и другие. Их популярность среди читателей превзошла все самые смелые ожидания автора. Так, роман из английской истории «Айвенго» принес Скотту поистине сенсационный успех — первые 10 000 экземпляров были распроданы за две недели. Это были невероятные продажи для начала XIX века!
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ \ РИА Новости
В свет выходит уникальная книга о военной разведке стран мира
Романы Скотта стали переводить на главные мировые языки, и вскоре он стал едва ли не самым популярным писателем мира. Во всяком случае именно Скотт стал первым в истории литературы писателем с миллионными доходами от продажи своих сочинений. Так что и здесь он предвосхитил Джоан Роулинг или Дарью Донцову.
Романы Скотта быстро завоевали популярность и в России. Не только среди читателей, но и писателей. А.С. Пушкин писал жене из Болдина: «Читаю Вальтер Скотта и Библию». Неоспоримо влияние на него «шотландского чародея», как Пушкин называл Скотта. «Капитанская дочка», как и романы Скотта, написана не просто в историческом, но и приключенческом жанре. Скотт первым стал воспринимать историю как бы «домашним образом» (выражение Пушкина о Скотте). Затем эту традицию подхватит и разовьет Лев Толстой в «Войне и мире», где семейная линия не менее, а может и более важна, чем историческая.
Вообще если проводить параллель с Россией, то Роберт Бернс — это шотландский Пушкин, а Вальтер Скотт — Толстой.
Погружаясь в романы Скотта, мы не чувствуем, чтобы нас «грузили» Историей. Мы переживаем ее как очень интересные приключения с интересными живыми людьми.
Влияние Скотта на русскую прозу XIX века трудно переоценить. Без него не было бы ни М.Н. Загоскина с его «Юрием Милославским», ни «исторического» Пушкина, ни Гоголя с его «Тарасом Бульбой», ни Толстого его с «Войной и миром».
При этом удивляет отсутствие в Скотте литературного честолюбия. До 1827 года (пять лет до смерти) он все свои произведения публиковал анонимно, не указывая их авторства.
Зачем? Читатели и так расхватывали их как горячие пирожки, а их издателям и владельцам типографий только оставалось потирать руки и подсчитывать огромную прибыль.
Честолюбие Скотта выразилось в другом. В 1811 году он приобрел 100 акров земли на южном берегу реки Туид, некогда принадлежавшие аббатству Мелроуз. На этом месте Скотт приступил к строительству особняка в старошотландском стиле, назвав его Эбботсфорд — по располагавшемуся неподалеку броду через реку Туид, по которому переходили монахи из аббатства.
Басинский: Джойс и Пруст — главные фигуры литературного модерна
Он превратил поместье в своеобразный музей Средневековья. Особняк был построен по проекту самого Скотта. С потолка замка Стерлинг были скопированы витражи с изображением королей Шотландии, выстроен фонтан по образцу Эдинбургского Креста, расположенного напротив собора святого Эгидия в Эдинбурге, созданы алебастровые копии гаргулий аббатства Мелроуз. В поместье были привезены обширная библиотека Вальтера Скотта и коллекции мебели и оружия, пополнявшиеся на протяжении всей его жизни.
Сегодня Эбботсфорд — национальный музей и одна из главных гордостей Шотландии.
Как и памятник Вальтеру Скотту в центре Эдинбурга высотой 62 метра — самый большой в мире монумент писателю вообще.
Комметарии