Лидером по числу номинаций (13) и шансам на победу остается «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — ярко антивоенный байопик о создателе ядерной бомбы и о нравственных проблемах, связанных с этим судьбоносным и, возможно, роковым для человечества изобретением. Думаю, что и Киллиан Мерфи, сыгравший героя, можно сказать, «на грани нервного срыва», скорее всего получит «Оскара» как лучший актер года: работа четырех его конкурентов при всех достоинствах заметно уступает ему по общественному резонансу.
Среди актрис кросс более непредсказуем: Эмма Стоун изощренно технична в фантазии на темы Франкенштейна «Бедные-несчастные», Сандра Хюллер в психологическом триллере «Анатомия падения» и Лили Гладстоун в социальном вестерне «Убийцы цветочной луны» предъявили умно и талантливо сыгранные роли. Из них лучшей я считаю редкостно глубокую работу Сандры Хюллер, но у Гладстоун преимущества чисто конъюнктурного свойства: став лауреатом, она окажется первой актрисой корневого североамериканского происхождения, участвовавшей в гонке за «Оскаром» и его получившей. Такие побочные соображения часто рулят в Киноакадемии, они могут взять верх и теперь.
Процессуальные закавыки смешают карты в номинации «Лучший режиссер». Кажется нелепым само предположение, что лучший фильм может быть создан без адекватно лучшей режиссуры — но именно так получается с казусом «Барби», удостоенной только второстепенных номинаций, но оставшейся в претендентах на статус фильма года. По гамбургскому счету, коммерческий успех этой кукольной одиссеи не равен ее художественным достоинствам: ярко, размашисто, амбициозно, но не более того. И уж совсем нелепо выглядит номинированный за лучшую роль второго плана Райан Гослинг — это как раз наименее интересная работа звезды «Бегущего по лезвию 2049» и «Ла-Ла-Ленда». Впрочем, у него, по-моему, нет шансов: с ним соревнуются такие тяжеловесы, как Роберт Дауни-мл. в «Оппенгеймере» и Роберт Де Ниро в «Убийцах цветочной луны».
В категории полнометражных анимаций удивлюсь, если не победит «Мальчик и птица» — прощальный, как объявлено, шедевр Хайао Миядзаки. В номинации «Лучший международный фильм» почему-то не оказалось действительно лучшего — «Анатомии падения» Жюстин Трие. Очевидно, здесь тоже сказались расчеты, не имеющие прямого отношения к искусству: мол, картина и ее ведущая актриса удостоились чести попасть в главные номинанты — не довольно ли? Но так как в номинации «Лучший фильм» предпочтения академиков скорее всего будут отданы «Оппенгеймеру», а из актрис — индианке Лили Гладстоун, то выдающаяся картина Трие может вообще остаться без премий. Что, думаю, несправедливо: в своей законной номинации международных фильмов она бы наверняка увезла «Оскара» в Париж.
Кампания «Оскара-24» выдвинула и новых рекордсменов своей долгой истории. Так, Мартин Скорсезе в возрасте 81 года стал старейшим номинантом на премию за лучшую режиссуру, перекрыв рекорд Джона Хьюстона, выдвинутого за фильм «Честь семьи Прицци», когда ему было 79. Скорсезе принадлежит и еще один рекорд: за свою карьеру он получил наибольшее число номинаций как лучший режиссер — 10, уступив только Уильяму Уайлеру («Римские каникулы»). А самым признанным Академией мастером из ныне живущих стал 91-летний композитор Джон Уильямс, получивший свою 54-ю по счету номинацию за музыку к фильму «Индиана Джонс и колесо судьбы».
Так как для большинства российских читателей почти все участники гонки — «темные лошадки», несколько слов о некоторых.
«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса — история безумного хирурга (Уиллем Дефо), пересадившего беременной утопленнице мозг ее плода. Эмма Стоун самоотверженно играет женщину-ребенка, не ведающую стыда — зрелище жутковатое. Играет постепенный процесс очеловечивания монстра; вхождение ее Беллы в диковинную для нее жизнь — как бы брехтовский способ «остранения» рутинного, увиденного свежим взглядом. Снятое широкоугольной оптикой и поначалу вирированное изображение напоминает о кино времен экспрессионизма. Контраст развитого женского тела и сознания младенца дает обильный материал изощренной авторской фантазии, работа актрисы изумляет отвагой и, во второй половине роли, смысловой емкостью. 11 номинаций на «Оскар».
«Маэстро» Брэдли Купера, он же играет главную роль композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Драма о его отношениях с супругой, актрисой Фелицией Монтеалегре, наполовину снятая в черно-белом изображении. Супружество было отягощено особенностями характера героя, любящего одновременно уединение и публичность, женщин и мужчин, углубленное творчество и активную концертную деятельность, но в фильме оно подано в тонах светлой патоки. У Купера невыносимо грубый «портретный» грим, что вызвало ожесточенную критику. Для байопика о музыкальном гении необъяснимо мало музыки. 7 номинаций на «Оскар».
«Оставленные». На рождественские каникулы воспитанников мужского пансионата отпускают по домам, кроме дерзкого верзилы Аньюса, — присматривать за ним оставлен ненавистный ему учитель-зануда Ханэм. Драма постепенного сближения двух несовместных натур, открытия друг в друге нормальных, понятных человеческих измерений. Пол Джаматти в роли Ханэма номинирован как лучший актер, хороша Давайн Джойн Рэндольф в роли мудрой поварихи Мэри, Доминик Сэсса для роли непослушного подростка выглядит слишком взрослым. 5 номинаций на «Оскар».
«Американское чтиво». Саркастическая драма, бунтующая против крайностей политкорректности и слащавых стереотипов новой расовой политики. Автор книг, которые никто не читает, от отчаяния строчит под псевдонимом роман, целиком состоящий из штампов бульварной «афроамериканской прозы» — как бы в доведенном до абсурда жанре «блэксплотейшн». Книжка, задуманная как оплеуха общественным вкусам, внезапно идет нарасхват, и ее чернокожему автору впервые предлагают миллионные гонорары. 5 номинаций на «Оскар».
«Общество снега». Испаноязычный фильм-катастрофа о крушении в 1972 году уругвайского авиалайнера со спортсменами в заснеженных ущельях Анд, драма выживания с каннибализмом, полностью повторяющая триллер Фрэнка Маршалла «Выжить» 1992 года, но на менее мастеровитом уровне. 2 номинации на «Оскар».
Комметарии