История одного из древнейших памятников иконописи, Боголюбской иконы Божией Матери, драматична «от» и «до». Начиная с ХII века, когда ее явил князь Андрей Боголюбский, и заканчивая нашим временем, когда она чудом возродилась благодаря усилиям реставраторов. Икона могла погибнуть трижды. Первый раз вместе с князем, по чьей воле была создана. Второй раз в ХVIII веке, когда она оказалась под завалами Рождественского собора в Боголюбском монастыре. И третий — в начале ХХI века, когда выяснилось, что климатическая витрина в Княгинином монастыре, где находился образ, не работала больше 10 лет, от чего икона покрылась плесенью и почти рассыпалась в труху. Теперь реставраторы вернули святыню к жизни и создали для нее почти храмовые, идеальные с музейной точки зрения условия во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
История иконы начинается в конце 1150-х годов в двух километрах от Владимира — в живописном местечке на берегу реки Нерли, которое теперь известно как Боголюбово. Почти тысячу лет назад князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, покинул Вышгород, где правил, пока его отец восседал на киевском престоле, вместе с чудотворной иконой Богородицы, ныне известной как Владимирская. Точно неизвестно, что пошло не так в Вышгороде, но, как бы там ни было, Андрею, которого в будущем назовут Боголюбским, пришлось покинуть город и отправиться в сторону Владимира. Согласно легенде, которую, судя по всему, придумал сам князь, по пути ему во сне явилась та самая икона Богоматери, которая была у него с собой, и повелела основать на этом месте монастырь. Так он и сделал. Юный князь построил близ Владимира не только храм, но и свою резиденцию. Он стал властителем Волжского речного пути, по которому шли товары из Скандинавии в Арабский халифат, укрепил свою власть над Владимиром, а жил в Боголюбове. Важнейший торговый путь Евразии сделал его княжество одним из богатейших. Князь, как и его дед Владимир Мономах, пытался создать себе имидж богоизбранного: многочисленные белокаменные храмы, которые он построил, должны были этому способствовать. Для того же, вероятно, понадобилась и легенда о явлении Боголюбской иконы.
Есть даже миф, что икону написал святой апостол Лука. Но это, конечно, невозможно, так как он жил на десять веков раньше. В советское время искусствоведы выдвинули версию, что ее автор не кто иной, как учитель Андрея Рублева Феофан Грек. Однако современные исследователи склоняются к версии, что образ писал либо греческий, либо местный мастер, чье имя не сохранила история. Так или иначе, специально ради этого образа, на котором изображена Богоматерь в полный рост (сходная обликом с Владимирской иконой, тоже написанной в ХII веке, но раньше), Андрей Боголюбский построил храм. Он получил название Рождественский. Фрагментарно он сохранился по сей день.
Внутри храма всегда холоднее, чем снаружи. Сегодня мы можем увидеть древний фундамент и часть первых стен, расчищенных советским археологом Николаем Ворониным в середине ХХ века и нашим современником, археологом Владимиром Седовым, который работает в Боголюбском монастыре с 2015 года. В Рождественском храме икона находилась веками. Князь Андрей Боголюбский пристроил к церкви с обеих сторон свои покои. На службу он выходил по специальному коридору, будто являлся ниоткуда — с небес. Такой же прием использован и в храме Покрова на Нерли, мимо которого как раз проплывали все торговые судна. Но там белокаменная галерея, опоясывавшая храм с трех сторон, не сохранилась: в конце XVIII века местный игумен частично разобрал храм ради строительства колокольни. Тем не менее раскопки показали, что через галерею по специальной лестнице Андрей Боголюбский поднимался на балкон рядом с хорами, чтобы держать речь перед народом. То же происходило в Рождественском храме в Боголюбове.
Все это должно было показать, что князь — особенный, избранный Богом. Отсюда и его прозвище. Кстати, покои в Боголюбове он устроил по образцу, напоминавшему дворец царя Соломона, что тоже не случайно. А для строительства пригласил мастеров из Северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи (к такому выводу несколько лет назад пришел Седов, анализируя формы баз и декор). То есть сам храм должен был производить впечатление божественного чуда, сошедшего на землю.
Сегодня в Рождественском храме можно найти загадочную четырехликую капитель, с каждой стороны которой разные образы Богородицы. Сейчас она находится в основе одной из колонн, но реставраторы предполагают, что когда-то она могла венчать столб на площади перед храмом и, возможно, обозначала то самое место, где, по легенде, Богородица явилась князю. Есть вторая версия: колонна с капителью стояла на месте, где несколько суток пролежал его труп после убийства.
Авторитет Андрея Боголюбского был велик, в 1173 году князь чуть не захватил Киев и Вышгород, откуда когда-то его прогнали, но было у него и немало врагов. На пике величия история Андрея Боголюбского кончилась драматически. В июне 1174 года, глубокой ночью, в его покои ворвались двадцать заговорщиков, намереваясь убить князя. Среди них была и жена правителя. Злоумышленники ударили князя, он упал без сознания. Они было подумали, что Андрей мертв. Однако потом обнаружили, что тела нет на месте. Оказалось, князь уполз по тому самому коридору, что вел из покоев в Рождественский храм. По кровавым следам его нашли в Лестничной башне и зарубили собственным мечом. Разрубленное тело выбросили, как свидетельствует Ипатьевская летопись, в «огород» — то есть огороженное место. Оно находится в паре десятков метров от Рождественского храма. Сегодня на его месте находятся небольшая часовня и источник со святой водой.
После убийства князя Боголюбово сошло с ума. Трое суток народ бесчинствовал, убивал приближенных Андрея, грабил монастырь и резиденцию, крушил все кругом. Бесчинства прекратились лишь после того, как священник Микула начал ходить по округе с иконой Владимирской Божией Матери. Боголюбская икона была свидетелем и участником тех событий. Тогда она оказалась под угрозой в первый раз.
После смерти Андрея Боголюбского воцарился его брат Всеволод, позднее получивший прозвание Большое Гнездо. Сын князя Юрий был изгнан. Заговорщиков нашли и казнили. Их имена недавно, в 2014 году, были обнаружены на одной из стен Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Впрочем, вернемся к иконе.
В первой трети ХVIII века священнослужители решили отремонтировать Рождественский храм, расширив окна, чтобы внутри стало светлее. Однако «реконструкция» обернулась полным провалом — в прямом смысле слова. В 1722 году Рождественский храм рухнул — сложился как карточный домик. Икона оказалась под завалами на три-четыре года. А это значит, что несколько лет кряду ее поливали дожди, она мерзла зимой от холода, а летом изнывала от жары. От этого, как свидетельствуют современные реставраторы, нижняя часть липовых досок стала похожа по плотности на поролон. В одном из мест иконы зафиксирован пролом — явное следствие удара от камня. После того как ее достали из-под завалов, образ поместили в новый храм, построенный по соседству, а еще его одели в серебряный оклад. Сегодня реставраторы говорят: это чудо, что тогда образ выжил.
К тому же в это время, вероятно, в очередной раз записали свежими красками и покрыли толстым слоем лака. Реставратор Александр Горматюк рассказал «МК», что свиток с мольбой о милости к людям, который Богоматерь держит в воздетых к небу руках, появился позже, возможно, как раз в ХVIII веке. Вообще икона записывалась множество раз: на ней десятки слоев, и долго казалось, что первоначальной живописи не сохранилось вовсе. И только последние исследования открыли и установили участники, написанные в ХII веке.
Специалисты открыли Боголюбскую икону в 1900-х годах. Ее первым исследователем был историк Никодим Кондаков, но он смотрел на Богоматерь «сквозь» оклад и потемневшие напластования записей и слои олифы. Несмотря на это ученый точно определил, что это памятник домонгольского времени, а еще сказал, что он «клонится к окончательному разрушению, если к нему не будут приложены особые усилия ради его сохранения». То есть уже 120 лет назад иконописный шедевр был в критическом состоянии.
Комметарии