Почему двум знаменитым на весь мир танцовщикам — Вадиму Писареву и Андрею Петрову — пришла вдруг в голову идея поставить именно «Войну и мир»? Оба они давно уже худруки. Один руководит Донбасс Оперой, другой в Москве театром «Кремлевский балет». Знакомы много лет, еще с тех времен, когда оба покоряли мировые сцены. В далекой юности, лет сорок назад, задумали спектакль. И замысел откладывался долго, а теперь оказалось: время пришло.
Что за балет? На музыку Вячеслава Овчинникова — к фильму Бондарчука «Война и мир». Это оттуда, из конца шестидесятых, шлейф очарования — тоненькая девочка, небесного цвета глаза не отрываются от князя Андрея, кружатся, и пусть все летит к небу и мир перевернется — первый бал, мелодия любви сплетается, закручивается, как необыкновенный русский культурный код… Гениальную музыку к киноэпопее написал композитор, которому было всего двадцать с лишним лет. Право работать с этим фильмом студент Московской консерватории Слава Овчинников отстоял в соперничестве с такими классиками, как Шостакович, Свиридов и Хачатурян. Легенды ходили тогда, как на прослушивании «Вальса Наташи» поморщилась министр культуры Фурцева, а Овчинников произнес такую решительную речь о праве молодежи на великие дела, что Фурцева сдалась. Овчинников тогда был нарасхват — писал и для картин Тарковского, для Кончаловского, для Шпаликова. И к «Войне и миру» сочинил в конце концов не шесть, как требовалось, а тринадцать часов музыки…
Сценическое оформление будет одновременно историческим и современным, реалистичным и театральным
Все это теперь к чему? К тому, что неспроста идея много лет сидела в головах у Писарева и Петрова. Теперь репетиции идут и в Москве, и в Донецке, так договорились, репетировать одновременно там и тут, согласно ситуации, возможностям и обстановке. Дончане приезжали, работали над первым актом с московскими собратьями. Сейчас опять дома, кипит работа над вторым актом. Задействован абсолютно весь театр: трупа, оркестр, цеха… К счастью, два коллектива поддержал президентский фонд культурных инициатив. «Донецкий театр, — рассказывает руководитель литературно-драматической части Донбасс Оперы Наталья Дейнека, — впервые участвует в таком крупном проекте. В конце января руководство нашего театра встречалось с московскими постановщиками, обсуждали концепцию и сроки. Мы получили эскизы декораций и костюмов к спектаклю, созданных сценографом Григорием Беловым и художником по костюмам Ольгой Полянской»…
Сценическое оформление «Войны и мира» предполагается «одновременно историческим и современным, реалистичным и театральным». Сцены Аустерлицкого сражения усилятся с помощью огромного экрана. Апофеозом прозвучит парад полководцев, заставивших цивилизаторов, пришедших к нам с мечом, считаться с волей русского народа. Для задумок постановщиков Донбасс Опере надо подтянуть техническое оснащение сцены — уже заказан новый, специальный балетный пол. Грандиозный проект для Донбасс Оперы, которая уже год лишь репетирует и гастролирует, сейчас — как воздух. Как прекрасная возможность вернуться в форму на все сто процентов.
После начала украинских обстрелов в 2014 году, когда труппу покинули многие артисты, в Донбасс Опере так же наперекор всему взялись за большую постановку — балет Людвига Минкуса «Дон Кихот». Война не победит искусство. И теперь — «Война и мир».
«Я уверен, что для донецкого зрителя балет будет очень интересен, музыка будет вдохновлять всех. Война войной, знаете, а любовь никто не отменял, — рассказывает художественный руководитель театра Вадим Писарев. — Война идет, а здесь присутствует любовь, присутствует рождение ребенка, ревность, трагедии, все, как у нас сегодня».
Среди солистов, занятых в постановке, — Роман Белгородский, запомнившийся московскому зрителю главной партией в балете «Пер Гюнт» во время гастролей Донбасс Оперы в Большом театре. За эти годы под обстрелами Роман встретил свою жену, у них родилась дочь. Да и не он один — все, кто работает над этой постановкой, знают цену этим словам: война и мир. Большую премьеру обещают этой осенью.
В стены Донбасс Оперы по-прежнему периодически летят осколки. Театр по-прежнему в зоне особого прицела нацистов.
А помните толстовского мужика Платона Каратаева, который так потряс Пьера Безухова своим наивным пониманием смысла жизни? «Не тужи, дружок, час терпеть, а век жить…» Безухову казалось: в этой ясности, в быстроте и верности интонаций есть какая-то особенная — неотразимая убедительность.
Комметарии