«Когда откроется Шереметевский дворец?» — с таким вопросом жители города чуть ли не ежедневно обращаются в музей-усадьбу «Останкино». Но говорить о сроках окончания работ еще рано. Останкинский дворец уникален, и ответственность за него очень высока. Прежде чем начинать его восстановление, надо гарантировать сохранение всего, что находится внутри. Поэтому первым этапом работ стала консервация.
В это сложно поверить. Знакомый каждому москвичу дворец Шереметевых в музее-усадьбе «Останкино» практически весь сделан из дерева. Реставрацию усадьбы уже назвали проектом века. Дерево – материал хрупкий. Где-то лишь умело замаскирован под мрамор, гипс и металл. Масштабные работы — в Театральном зале, в Египетском и Итальянском павильонах. Последний, кстати, архитектор Винченцо Бренна проектировал целых четыре раза. Самым сложным этот объект станет и для современных реставраторов.
«Это один из самых пластически насыщенных павильонов, — комментирует директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин. — Здесь чрезвычайно много дерева и бумажных обоев. Это подлинные обои XVIII века. Здесь очень много дерева. Больше, чем во всем дворце. Даже антаблемент, в отличие от других залов, здесь не гипсовый, а деревянный».
Архитектурный ансамбль в Останкине окончательно сложился на рубеже XVIII — XIX веков. Путешественник и заядлый театрал, граф Николай Петрович Шереметев решил создать там свой театр. 220 лет назад крепостные актеры графа Шереметева впервые исполнили оперу в этом дворце. Свободных мест в зале не было. На премьеру собрался весь высший свет. Сцена была оснащена, как сказали бы сейчас, по последнему слову техники. Уже через час после спектакля она превращалась в бальный зал для торжественных церемоний.
Сцена была одной из самых больших в России того времени. Глубина – более 20 метров. Машинное отделение, гримерные комнаты. Сейчас это все спрятано за строительными лесами, но по-прежнему ощущается великолепная акустика. Дворец – одно из немногих театральных зданий XVIII века, сохранившихся до наших дней.
«Это памятник всероссийского значения, особо ценный. К нему большое внимание. Мы надеемся, — говорит Геннадий Вдовин, — что к исходу лета — к началу осени экспертиза выскажет свои замечания. Проект будет завершен. Замечания исправлены, и будет объявлен конкурс на производство».
Сейчас помимо проектных работ идут противоаварийные и консервационные работы. Это максимально сохранит каждую деталь памятника архитектектуры — от люстр и узорчатого паркета до огромного плафона в зрительном зале. По предварительным оценкам, на реставрацию уйдет около 5 лет. Но возродится не только здание, но и театральная традиция. В Останкине вновь поставят произведения, которые отбирал еще сам граф Шереметев.
Комметарии