Фильм, поразивший даже США: неизвестное о «Москва слезам не верит»

Фильм, поразивший даже США: неизвестное о «Москва слезам не верит»

Почти 85 миллионов зрителей за год, холодные отзывы отечественных критиков и неожиданный «Оскар» — режиссер Владимир Меньшов в 1979-м удивил многих. О том, как русские ввели моду на белые носки, почему Гоша из сварщика стал слесарем-интеллигентом, а также о приготовлениях Рональда Рейгана ко встрече с Михаилом Горбачевым — в материале РИА Новости.

Странный сценарий и поиск героев
В основе фильма — сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, написанный для конкурса произведений о Москве. Сначала Меньшов и Алентова посчитали его «абсолютной ерундой».
Режиссера заинтересовал один момент — когда Катерина заводит будильник, засыпает в слезах, а просыпается через двадцать лет успешной деловой женщиной.
«
«Я решил, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь, — вспоминал Меньшов. — Уже снимая, я вложил в фильм весь свой опыт, приобретенный за годы в Москве».

Черных отказывался переделывать сценарий, поэтому Владимир Валентинович сам переписал некоторые диалоги и добавил новых героев. Текст увеличился на треть.
Меньшов хотел, чтобы главных героинь сыграли Маргарита Терехова (Катерина), Анастасия Вертинская (Людмила) и Галина Польских (Антонина). Но Терехова тогда согласилась на «Трех мушкетеров», а Вертинская и Польских возмутились, как им вообще могли предложить сниматься в подобной дешевой мелодраме.
Тогда режиссер попросил супругу пройти кастинг, и она получила роль.
нее по любому поводу, не хотел, чтобы думали, что Вера получила ее по блату. Тем более Вера победила в честном конкурсе. Мне казалось, она все делает не так. Выяснения отношений продолжались в машине, по дороге домой, в квартире», — признавался Меньшов.

Ирину Муравьеву он увидел в спектакле, а с Раисой Рязановой познакомился в поездке по Сибири.
Долго не могли подобрать актеров на роли Гоши (рассматривали Олега Ефремова и Виталия Соломина) и женатого любовника Катерины (среди вариантов был Вячеслав Тихонов).

определился, посмотрев картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым. Актер сначала сомневался, но все же согласился: понял, что Гоша — «не регламентированный государством рабочий, который уже сто раз бывал на экране».
Цензура и советские нравы
Перед выходом в советский прокат картину существенно изменили. Одной из претензий стало наличие откровенных сцен. От запрета фильм спас Леонид Брежнев, которому «Москва» очень понравилась.

Тогда решили сделать ставку на сюжетную линию о том, как простая провинциалка упорным и честным трудом добивается высокого статуса.
Убрали «крамольные» сцены с Алентовой и Табаковым, значительную часть фрагментов с Гуриным и Людмилой. Отказались от эпизодов с Гошей и Николаем, где они «опасно» шутили и выпивали. Финальная версия длилась на час меньше задуманной.
Впрочем, итоговый вариант тоже не всем понравился: Муравьева была в шоке от своей киногероини.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>