Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Сергея Бондарчука. Эта фигура — один из символов советского кино как особого исторического и художественного явления. Народный артист СССР, лауреат «Оскара», основатель целой режиссёрско-актёрской династии, ВГИК он окончил только после войны, которую прошёл до последнего дня. В профессии продолжал сражаться за предельный реализм на экране. Сергей Бондарчук говорил: «Кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям».
Неюным, 27-летним студентом Сергей Бондарчук дебютировал в «Молодой гвардии». А уже через три года за роль Тараса Шевченко был удостоен звания народного артиста СССР. Постоянно стремящийся к новой цели Сергей Бондарчук вскоре экранизировал «Судьбу человека» Шолохова. Режиссерский дебют собрал в прокате 39 миллионов зрителей, массу призов. Имя актера и режиссера Сергея Бондарчука стало всемирно известным.
«Все фильмы Бондарчука согреты удивительным его отношением к актерам как к личностным, авторским персонажам. Он был режиссер особой генетической природы. Есть такая актерская режиссура. Это режиссеры, которые выросли из актеров», — говорит режиссер Сергей Соловьев.
Он снимается у Роберто Росселини, ему – одному из немногих – разрешено работать за границей. В 1961 году Сергей Бондарчук начинает съемки киноэпопеи «Война и мир». Масштабные батальные сцены, новаторские технологии съемок и озвучания – за четыре года рождается одна из культовых картин в истории, которая, с одной стороны, стоила Сергею Бондарчуку сердечного приступа, с другой, – принесла «Оскар».
Не парадное геройство, а окопная правда — в фильме «Они сражались за Родину» по рассказу Шолохова. Прошедший войну режиссер точно знал, какой была ее изнанка. Актеры не играли — воевали.
«Вся среда – жарища, техника, самолеты, что-то невероятное, тяжесть страшная. Он погрузил актеров в такую атмосферу правды, в которой стыдно было быть неправдой. Это картина — величайшая, по которой поколения будут судить о том пути, который преодолела наша армия, наш солдат во время войны», — убежден режиссер Николай Губенко.
Одно из самых сильных впечатлений Федора Бондарчука: как семилетним все лето жил на этих съемках. Сын режиссера признается, что в детстве и юности о кино и вовсе не мечтал. Роль царевича Федора в картине отца «Борис Годунов» была страшным испытанием. И, скорее, отвратила от кино. Сергей Бондарчук не давил на сына, который просто рос внутри кинопроцессов.
«Он вырезал из картона окошечко широкого формата. Это была игра. Он говорил: «Видишь многокомпозиционную картину. С чего бы ты начал рассказ о ней?» И мы просто играли, это была игра. Но вы себе не представляете, как это потом трансформировалось в профессию. Я сидел у него на коленях, перед ним лежал альбом Босха, и мы водили квадратиком по раю и аду», — вспоминает режиссер, сын Сергея Бондарчука Федор Бондарчук.
Сергей Бондарчук ушел из жизни, не досняв «Тихий Дон» — картину, задуманную им еще в шестидесятых. Для показа по телевидению монтаж исходников сделал Федор Бондарчук, который все же стал режиссером. И продолжил военную тематику в кинолентах «Сталинград» и «9 рота». При тщательном просмотре в них можно обнаружить сходство с фрагментами военных фильмов Сергея Бондарчука.
Комметарии