В афише «Летних балетных сезонов» — неоклассическая версия «Лебединого озера». Ее показала итальянская труппа «Компания Национале», которой руководит Луиджи Мартелетта. Хореограф давно мечтал поставить этот балет Чайковского, но к классике относится без пиетета. Похоже, его «Лебединое озеро» в Москве будут вспоминать долго. Репортаж Елены Ворошиловой.
Харизма и страсть — главные козыри этого неистового итальянца. Своих танцовщиков обожает. Они ему платят тем же. Компания, в которой Луиджи Мартеллетта вначале ставил, а последние 11 лет руководит — интернациональная.
Луиджи много лет танцевал классику в Римской опере. Работал с Большим и Кировским театрами. Но взялся сам за постановки, начал беспощадно разрушать каноны. «Лебединое озеро» сократил наполовину. Отказался от классического танца в пользу модерна.
«В моих балетах главное техника, скорость, виртуозность и ритм. Поэтому я убрал всю пантомиму. Бесполезных, с моей точки зрения, персонажей и лишние сцены», — рассказал худрук Луиджи Мартеллетта.
«Лебединое озеро» Мартеллетта поставил с одиннадцатью танцовщиками. В классической версии одних только лебедей — 32. Но это не смутило авантюрного итальянца. Пространство освободил от громоздких декораций. Избавился от перьев и пачек, камзолов и платьев в пол. Задал сумасшедший темп.
Вместо томных девушек-лебедей — птицы, которые могут постоять за себя. Танец маленьких лебедей тому доказательство.
Сара Лоро — солистка Римской оперы, танцевала три версии «Лебединого». Но в партии Одэтты-Одиллии — впервые. И сразу испытание, которое обрушил на нее Мартеллетта. «Здесь много сильных страстей. Эта хореография построена на миксе человеческой сексуальности и лебединой пластики», — объяснила солистка балета Римского оперного театра Сара Лоро.
Старые истории надо рассказывать по-новому, считает Мартеллетта. Сменились поколения, наступило другое время, где главное — драйв и ритм.
«В классической версии отношения героев более сдержанны, а здесь более горячие, чувственные, выразительные», — отметил солист балета Римской Оперного театра Марко Маранджио.
Московская публика это «Лебединое» оценила по-разному:
— Это очень необычная постановка.
— Мы не привыкли к такому стилю модерна.
Труппа покажет еще один спектакль «От танго до болеро». И это уже будет не игра в классику, а итальянская версия самых зажигательных танцев мира.
Комметарии