Иван Грозный защищает своего сына

Иван Грозный защищает своего сына

25 мая 2018 года в 20:55, когда залы галереи уже опустели и сотрудники проводили осмотр перед закрытием, в зал, где экспонировалось прославленное полотно Репина, которое часто именуют «Иван Грозный убивает своего сына», ворвался мужчина. Он схватил стойку металлического ограждения, установленного возле картины, разбил на ней стекло и разодрал полотно в трех местах. Шедевр Репина, который уже подвергался варварскому нападению в 1913 году, был отправлен на восстановление. В 2024 году был 180-летний юбилей Ильи Репина, а потому особенно важно было успеть вернуть картину в экспозицию именно в этом году.

Изначально Репин задумывал свое произведение как переосмысление событий 1881 года, когда в результате очередного покушения погиб император Александр II, за чем последовала казнь народовольцев. Художник желал изобразить раскаяние убийцы. Необычную картину приобрел Павел Третьяков, который, естественно, и не предполагал, что произведение со столь трагическим сюжетом ожидает не менее трагическая судьба. Много ли полотен за свою историю переживало аж два нападения? Удивительно, что эзотерики и прочие приверженцы своеобразных теорий не провозгласили картину прóклятой. Первая беда случилась за год до начала Первой мировой войны, когда душевнобольной иконописец Абрам Балашов бросился на картину с ножом и изрезал ее в трех местах; удивительное совпадение — 105 лет спустя картина снова порвана, и снова троекратно! Тогда реставрацией произведения занимался в том числе и сам художник.

В 1920-е годы настал страшный период в истории нашей страны; не было возможности поддерживать необходимые для произведений климатические условия, что привело к повреждениям. Тогда сделали фотографии и на них специальные пометки оранжевым цветом на местах расслоения красок. Несмотря на восстановительные работы, картина продолжала разрушаться. Но и тогда ее все же сумели спасти. В войну, кстати, тоже — полотно эвакуировали в Новосибирск.

В 2018 году совершена вторая атака. Но не бывает худа без добра: вынужденная реставрация показала необходимость совершенствования реставрационных технологий. Кто знает, если бы на картину напали экоактивисты с супом, в Третьяковке бы, может, и не появилась удивительная мастерская реставраторов с новыми разработками.

Экспозиция «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», которую открыли в зале размещения спасенной картины, рассказывает историю создания — поиск героев, этюды, наброски, осмысление сюжета, — а также повествует о кругах ада, через которые прошло полотно. Любопытным экспонатом здесь является арт-объект Дианы Мачулиной «Пиетет» — кресло реставратора, которое было специально разработано для спасения «Ивана Грозного…».

Помимо кресла в галерее сделали мастерскую, в которой было важно обеспечить комфортную работу сотрудников, кропотливо восстанавливающих репинский шедевр. В ней появился специальный стол, на котором закрепляется полотно. Он может поднять картину под нужным углом, а также переместить ее по горизонтали и по вертикали. В мастерской два года назад завершили реставрацию «Ивана Грозного…», и с тех пор еще несколько картин побывали здесь. Сегодня реставрационные работы проводятся над «Портретом императрицы Елизаветы Петровны» Ивана Вишнякова.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>