У российских любителей чтения есть хорошая традиция: каждый год на прилавках появляется очередной роман Пелевина. Виктор Олегович пишет быстро, так что мы даже не успеваем соскучиться, но каждая его книга по-прежнему отличается фельетонной остротой и сиюминутной актуальностью. Не разочарует ли фанатов «Круть» — в материале РИА Новости.Пелевин не теряет мастерства рассказчика и стилиста, но переход к принципу «утром в интернете — вечером в романе» рискует переводом творчества из художественной плоскости в публицистическую, более того — в анекдотическую, напрямую зависящую от контекста и выходящую из парадигмы вневременности. Впрочем, этот автор давным-давно демонстрирует презрение к любым нормам, всегда играя по собственным правилам.
Однако роман «Круть» впечатлит даже тех, кто в последние годы утверждает, что «Пелевин уже не тот». К нам вернулся Виктор Олегович в лучшей своей форме: язвительный, азартный, провокативно циничный и безжалостный по отношению к сегодняшней массовой морали. В общем, такой, каким его любят давние поклонники.
С одной стороны, книга снова встроена в «Transhumanism Inc.» — авторскую вселенную, продолжающую мир вампирской дилогии «Empire V» и «Бэтмен Аполло». Все то же существующее через много столетий Доброе Государство, где люди окончательно потеряли физическую форму, спрятали мозги в банках, где поддерживается какая-никакая биологическая жизнь, а вся активность — в виртуальной реальности. Очередные заигрывания со стиранием памяти и путешествиями между временами и пространствами.
Но тут Пелевин делает неожиданный и потрясающе точный ход. Основная сюжетная линия романа — это борьба с Абсолютным Злом и напоминание о том, как глубоко мы погрязли в контексте относительности греха. Человечество действительно так долго пребывало в иллюзии, что мир полон оттенков и абсолютного минуса, однозначного зла не существует, что за это время то самое зло поднакопило силы и приготовилось нанести последний, решающий удар.
Абсолютное Зло в мире Пелевина — это древний демон, принявший имя Ахилл и воплощающийся в виде гигантского динозавра. И на этот раз он придумал стопроцентный (как ему кажется) способ окончательно вернуться в реальный мир, а заодно и уничтожить Землю со всей ее виртуальной цивилизацией. Действовать злодей начнет через петухов — заключенных, которые в мире победившей фемининности пытаются отстоять хоть какое-то право на условную маскулинность (налицо уморительная язвительность Пелевина по отношению к романтизации тюремного уклада и воровской «этики»). Что у Ахилла получится (и получится ли) — читатель узнает, когда прочтет книгу.
Виктор Олегович по-прежнему действует по принципу, сформулированному Марком Твеном: «Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны». Ни сюжет, ни мотив, ни тем более мораль не имеют в «Крути» ни малейшего значения. Автор плетет свои мыслеформы с прежним мастерством, в тексте нет-нет да и проскальзывают основы для афоризмов или мемов, которые, естественно, растащат на цитаты.
елевину очень уютно и удобно в придуманном им мире: он постепенно перекидывает в него героев всех своих предыдущих книг, в том числе и ранних, конструируя своеобразную метавселенную. Например, мы узнали, что случилось с Минотавром из «Шлема ужаса» — последствия этих событий существенно влияют на завязку «Крути».
Но этот писатель занимает одну очень важную для современной литературы позицию — он выступает своеобразным пересмешником, мудрым и язвительным шутом в дворце современной русской прозы.
И Пелевин предстает перед нами эдаким литературным Дон Кихотом: за ним интересно наблюдать, его интересно читать, но почему-то всерьез его предупреждения никто не воспринимает. Хотя в своих умозаключениях Виктор Олегович, похоже, еще ни разу не ошибся.
Комметарии