Плотник-реставратор Александр Лепешкин учился на архитектора, а сейчас он лупит трамбовкой — сосновой колодой с ручками — по глине, уплотняя пол в будущей кузне.
Как 200 лет назад русская курная изба защищала от эпидемий
Сколько десятилетий нужно, чтобы кольцо оставило на двери такой след?Фото: Сергей Михеев/ РГ
Сюда поставят два горна — рабочий, с электровентилятором, и еще один, с мехами, на котором кузнец будет давать мастер-классы, показывать, как топоры ковали в XIX веке, когда дом крестьянина Третьякова стоял в деревне Большой Халуй Каргопольского уезда Архангельской губернии.
Сегодня курная изба, привезенная в 2008-м сюда, в село Воздвиженское под Сергиевым Посадом реставратором Дмитрием Соколовым, — центр Музея живой архаики «Новое Старое». И это не покосившаяся избушка с закопченными стенами, а этакий трехэтажный коттедж с подклетом-погребом, жилым ярусом, с сенями, выводящими на крытый двор, где хранился инструмент и держали скотину. Типичная курная изба, где дым из печи шел не вверх через трубу, а прямо в дом.
— Он идет у нас сразу под потолок, отдает жар и уходит через дымоволоковое окно, — показывает Руслан Беляков, плотник и руководитель «Старого Нового». — А внизу тепло и чисто: дым — лучший антисептик. Потому у нас и таких, как в Европе, эпидемий не было.
Вокруг дома в Подмосковье за 13 лет выросла уже небольшая северная деревня, музей под открытым небом — с часовней, баней, гончарной, амбаром, дровней, житней, достраивающейся кузней… Все — перевезенное с Севера и отреставрированное или срубленное по традиционной технологии уже в Подмосковье мастерами «Старого Нового».
В настоящей курной избе было тепло и стерильно
— Первые тесины у меня получались занозистые, корявенькие. Но Соколов давал нам возможность ошибаться, — москвич Кирилл Платонов, военный музыкант, попав однажды за ограду музея, увидев плотника и вспомнив деревенское детство, старается приезжать каждую субботу. Сотрудник фирмы по продаже одежды Дмитрий Мамулов приехал в Воздвиженское 4 года назад на песенный фестиваль — и в тот же день записался на плотницкие курсы Дмитрия Соколова…
Через плотницкую артель, ставшую музеем, прошли и продолжают идти юристы, айтишники, спортсмены, музыканты, архитекторы, сотрудники ОМОНа — у которых, почувствовавших однажды запах свежей древесины, вдруг что-то екнуло внутри. У некоторых — так, что они из добровольцев стали печниками, кузнецами, гончарами и плотниками.
На Русском Севере открыли «съедобный» музей древних овощей
Год делится у музея-артели на две части. Летом бригады из профессионалов и добровольцев, берущих на это время отпуска, отправляются в экспедиции на севера — спасать деревянные памятники. Осенью открывается сезон и начинается отработка грантов (на один из них, президентский грант «Сохранение культурного наследия», восстанавливается крытый двор курной избы), стартуют школа топорного зодчества и мастер-классы, начинаются экскурсии по территории музея, на которые записываются и школьники и студенты. В курной избе пройдут семинары с участием специалистов по деревянному зодчеству.
Скоро тут восстановят исторические интерьеры, и изба окончательно станет музеем. В котором можно будет ко всему прикасаться руками — включая кольцо, приделанное к своей двери крестьянином Каргопольского уезда.
Комметарии