Как любительский сибирский театр вышел на профессиональный уровень

Как любительский сибирский театр вышел на профессиональный уровень

Если бы в алтайской культуре по примеру краевого спорта проводился ежегодный опрос среди СМИ по определению лучших в различных номинациях, то в разделе «топ-менеджер года» я отдал бы первое место организатору и художественному руководителю любительского «Крепостного театра» Александру Савину. Прошлый год был очень тяжелым для всех учреждений культуры. Мой давний приятель, заведующий сельским ДК, сказал: «Это все равно как жить на бочке с порохом». Но если государственные и муниципальные театры, музеи и библиотеки могли опираться на бюджетные источники, то частные очаги культуры рассчитывали только на себя. «КТ» в жестких условиях не просто выжил — вышел на новый уровень.

Пока мы с Савиным беседовали в репетиционной комнате, в зале за стеной гремела одна из последних репетиций «Слона». Репетировали студенты четвертого курса института культуры. Премьера «ироничного фарса» была назначена на следующий день. А уже через неделю зрителей ждало очередное откровение — «Гимн любви», тоже, кстати, фарс по жанру, но с добавкой «траги-«. В анонсе «Гимна любви» сообщается, что «пьеса-инсценировка написана режиссером Натальей Потравной по мотивам книги Симоны Берто (сводной сестры певицы) «Эдит Пиаф». В составе труппы — непрофессиональные актеры «Крепостного театра», и это первый выход на сцену. Также участвуют студенты АГИК и участники Детской мастерской «Крепостного театра».

Здесь всегда будет много дебютантов, и в этом одна из главных особенностей барнаульского любительского театра, лишенного пафосного официоза и тяжеловесных условностей.

Александр Сергеевич, как ваш театр пережил 2021 год со всеми его ограничениями и запретами?

Александр Савин: Спокойно. Фундамент оказался твердым — мы сразу делали акцент не на билетные сборы, а на взносы тех, кто приходит к нам заниматься актерским мастерством. Рассчитывать на выручку от спектаклей меня отучил опыт «Дома актера». На деньги от билетов небюджетной организации не выжить, это по большому счету капля в море. И если зал «КТ» по каким-либо причинам не заполняется до отказа, я особо не расстраиваюсь. (Смеясь) Мы верим в будущее.

Какими итогами прошлого года вы можете гордиться?

Александр Савин: У нас прошло 88 спектаклей и концертов. С учетом регулярных ограничений на наши мероприятия пришел 5 271 зритель.

От себя замечу, что «КТ» заполняли не только барнаульцы. На спектаклях «Забыть Герострата» присутствовали специально приехавшие в Барнаул зрители из Москвы, Новосибирска, Краснодара, Бийска и сел Алтайского края.

Александр Савин: В 2020 году, когда мы открылись, у нас было четыре режиссера и один администратор. Сегодня кроме них работают два администратора, рекламщик, специалист по звуку и пять режиссеров. Один из них, Валерий Копнинов, ставит с нашими «ветеранами» гоголевских «Игроков» — в марте ожидаем премьеру.

В материально-техническом оснащении что-то изменилось?

Александр Савин: Мы открыли вторую площадку «КТ» на Молодежной улице, куда переместилась наша детская студия. Теперь она носит статус мастерской, в которой добавилось несколько дисциплин — пластика, фехтование, грим. Ребятишки занимаются в большом зале. В самом здании театра света стало больше. И мы наловчились делать так, чтобы зимой было не холодно, а поздней весной и в сентябре — в начале и конце отопительного сезона — не жарко.

В Театре сатиры возобновили спектакль «Где мы?!..»
Ветераны «Крепостного театра», с которыми вы начинали проект, как-то эволюционируют?

Александр Савин: Некоторые удивляют, раскрываясь с неожиданной стороны. А другие находятся в одной поре. Есть ведь прекрасная фраза: «Нельзя ничему научить. Можно всему научиться». В целом они стали лучше и глубже разбираться в театральном искусстве. Если говорить о таком моменте, как раскрепощение, то у нас есть актер, которому раньше очень тяжело было самому начать разговор с незнакомыми людьми, особенно с женщинами. Мы старались ставить его в неожиданные ситуации. Сейчас этот относительно молодой человек легко знакомится и общается в любой компании. Можно сказать, что «Крепостной театр» строится на раскрепощении своих актеров.

А что со студиями актерского мастерства?

Александр Савин: Народ продолжает идти и пробовать свои силы. Помимо актерского мастерства, мы занимаемся с желающими вокалом, что дает возможность ставить музыкальные спектакли. В этом году откроем курс пластической драмы. А Петр Винс, известный по театру «Дети лейтенанта Шмидта», начинает экспериментальный проект с рабочим названием «Сторис-турнир» — люди будут сами для себя писать истории с вкраплением вокала и стихов других участников проекта. Посмотрим, что в итоге получится.

Я сейчас разрабатываю авторский курс по снятию внутренних рамок, зажимов, эмоциональных границ, которые, наверное, есть в каждом человеке. К нам обращаются порой с очень необычными запросами и пожеланиями. Однажды пришел программист: «Часто веду переговоры с директорами различных фирм. И не могу скрыть эмоций от общения с конкретным человеком. Можете научить эти вещи контролировать?»

Как строятся отношения с режиссерами? Приходят к вам и говорят: «Хочу поставить такую-то пьесу»?

Александр Савин: Почти всегда одобряю материал, выбранный режиссером. Для меня главное в «Крепостном театре» — его абсолютная разножанровость. Есть только одно ограничение — мы не касаемся политики. Все остальное — пожалуйста, свобода творчества.

Из Молодежного театра Алтая я ушел полтора года назад. С тех пор вообще не горел желанием вернуться на сцену в качестве актера. Но сейчас режиссер Александр Агалаков предложил взяться за старое в пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Мы здесь не хотим идти по проторенной дорожке, хочется поэкспериментировать, в том числе с музыкой.

Многие репертуарные театры отдают должное различным памятным датам и юбилеям. К гадалке не ходи — в этом году во многих театрах будут выходить спектакли, связанные с 200-летием со дня рождения Достоевского. А у вас как с этим?

Александр Савин: Мы избавлены от этого. Правда, 7 января вышла постановка «Один день Достоевского в Барнауле», но это просто совпадение. Летом основатель «Школы публичных выступлений в Барнауле» Константин Борнеман показал мне очень объемную пьесу о Федоре Михайловиче хорошо известного в Барнауле арт-деятеля Вадима Климова. Пришлось ее сильно сокращать в несколько заходов, но получился довольно интересный экспериментальный арт-проект.

Одна из самых ярких артисток «Крепостного театра» Ирина Белоусова в повседневной жизни успешно занимается бизнесом.

Александр Савин: Все важные моменты — коммерческие и финансовые, идейные и творческие — мы обязательно проговариваем с Ириной. Она умеет мыслить на перспективу. Без Иры «Крепостного театра» либо вообще не было бы, либо он превратился бы в андеграунд, интересный лишь узкому кругу. Театру нашему четыре года, за это время я пару раз «сдувался», опускались руки, но Ирина находила нужные слова, чтобы встряхнуть меня и вернуть к дальнейшей работе. Многое в нашем театре случилось благодаря ей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>