В Благовещенске в сентябре открылась единственная на весь регион школа русского балета. До этого о пуантах и пачках здесь не слышали почти пятьдесят лет. Исполнить свою мечту и создать частный проект по предпрофессиональной подготовке решила Алена Комлева. В успехе девушка уверена: для этого у нее есть три главные составляющие — профессиональный педагог, правильно оборудованный зал и любовь россиян к балету.
Корреспондент узнала, как в городе, где чуть более 200 тысяч жителей, популяризируют классическое искусство.
Детство в первой позиции
Когда-то, в далеких семидесятых, в Благовещенске была специализированная школа (или студия) балета — теперь, спустя почти полвека, трудно узнать, какой именно она была. Алене Комлевой приходится начинать с чистого листа.
Премьеры октября: «Альцина» в Большом театре и «Ричард III» в Вахтангова
Мама Алены в молодости собирала вырезки о классическом танце по крупицам, из советских газет и журналов, пыталась заниматься дома сама, потом начала приучать и дочь.
«Мама сама мечтала танцевать. В детстве, я помню, она меня постоянно ставила в позицию первую, руки, ноги, локоточек кругленький, музыкальная школа. К классике у меня всегда лежала душа, ко всему классическому: танец классический, музыка, даже стиль в одежде», — оживленно рассказывает Алена.
Теперь уже в открывшейся балетной школе в Благовещенске родители осторожно заглядывают в двери класса. Обрывается и снова повторяется музыкальная фраза, звучит постоянное: «Раз, два, три, шаг, поза. Посмотрели в зеркало. Раз, два, три».
Атмосферу балетного училища здесь воссоздали почти полностью, хоть и размещается вся школа на втором этаже здания в достаточно отдаленном районе Благовещенска. На нужный лад настраиваешься, еще только поднимаясь по устланной новым ковролином лестнице, поминутно встречая спешащих девочек с классическими прическами-пучками.
Балерина ищет работу
Перед открытием школы Алена поняла, что для успеха нужны три составляющие: минимум одна профессиональная балерина с педагогическими навыками, правильный ремонт помещения и реклама. За рецептом правильного пола поехали в училище Якутска, супруг Алены потом больше месяца настилал покрытие в Благовещенске.
Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1899
Сама Алена в это время искала балерину, даже обращалась в Санкт-Петербург в Академию русского балета имени Вагановой. «Я писала официальные письма, звонила», — вспоминает создательница проекта.
Дарью Миронову нашли по объявлению в интернете. Преградой для переезда для балерины не стало даже скорое материнство, встать к станку она планирует через неделю после родов. «У нее не только диплом артистки балета, но и педагога, она хореограф-постановщик, более десяти лет танцевала в Новосибирском театре оперы и балета, была солисткой, гастролировала во Франции, Японии, Китае. Да, у нее случилась травма, но зато она очень осторожна, не торопится ставить девочек на пуанты», — объясняет свой выбор Алена.
Труппа без мальчиков
Все время нашего разговора с создателем школы Дарья Владимировна находится в зале, где тонко пахнет древесиной свежий настил пола. Стайками заходят девочки, пока без пачек (учиться их шить планируют опять же в Якутске), в купальниках и кофтах. Занимаются на гимнастических ковриках, примеряются к станку.
Всего в школе 66 девочек от трех до 11 лет, но вместе они собираются редко, занимаются маленькими группами. Мальчиков пока нет, набор будут вести до конца сентября.
В планах сформировать балетную труппу — это около пятидесяти человек, тогда через два-три года можно будет увидеть благовещенскую постановку «Лебединого озера», например.
Уже сейчас в школе есть отдельная группа детей, они занимаются индивидуально, чтобы поступить в Академию имени Вагановой в Санкт-Петербурге.
Восьмилетняя Дина Федотова признается: «Хочу станцевать Машеньку в «Щелкунчике». Рядом девятилетняя Полина Верзун честно говорит: «Мама хочет, чтобы я стала балериной и поехала на гастроли в Китай».
«Солист — это характер, а вот поступление в училище — это данные, меня оставили на отборе, потому что стопа хорошая», — говорит педагог, которой сейчас 33 года.
Артистка балетной труппы Большого театра Алена Ковалева на репетиции в балетном классе
По ее словам, если дети из Благовещенска захотят учиться дальше, то роль на отборах в различные училища сыграют красота и длина ног, общая пропорциональность фигуры, красивое лицо.
«Если про вес, то смотря какое училище, в моем был сначала стандарт, что вес — это рост минус 117, потом — минус 120, я знаю, что в некоторых училищах бывает даже рост минус 122, ну это какие-то совсем дистрофичные», — вспоминает балетные стандарты Дарья. Сама она однажды «дохуделась» до 44,5 килограмма при росте в 174 сантиметра.
Чтобы были шансы на дальнейшее балетное образование за пределами Благовещенска, девочки дополнительно ходят в Центральную детскую школу искусств, где в расписании занятия по сольфеджио, истории классической музыки, музыкальной литературе, а также игра на флейте, скрипке, фортепиано или виолончели по выбору. В итоге дети должны получить предпрофессиональную подготовку.
Не забыли педагоги и о родителях, популяризацию высокого искусства начали именно с них. В специально выделенный день им предложили повторить те движения, которые разучивают дети, а также объяснили, что движение «зайчики», к примеру, — это подготовка к шагу на пуантах, а «лягушка» тренирует выворотность стоп. Такие зоологические термины пока используют в школе для малышей, потом они сменятся привычными балетными названиями.
«Все преодолимо, мир открыт. Помешать заниматься могут только откровенные увечья, все можно перешагнуть, желание и характер дают больше», — оптимистично смотрит вперед Дарья.
Ее настрой разделяют и в Китае, учеников только открывшейся школы уже пригласили в эту страну на гастроли. Принять приглашение собираются после того, как поставят и обкатают хотя бы одну постановку.
Комметарии