Российское кино в 2021 году должно с оптимизмом смотреть в будущее, потому что ситуация в Голливуде остается неопределенной.
Огромная касса сказки «Последний богатырь: корень зла» (сборы на 10 января — 1 млрд 656 млн руб при её бюджете 650 млн руб) и рекордная доля российского кино в 46% в 2020 году никого не должны вводить в заблуждение. Больших голливудских премьер с 1 августа прошлого года в нашем прокате практически не было, за исключением технотриллера «Довод» (965 млн руб), фэнтезийного боевика «Мулан» (409 млн руб) и «чёрной комедии» «Ведьмы» (329 млн руб). А широко стартующий в этот четверг в РФ комикс «Чудо-женщина 1984» должен разбить тотальное доминирование нашего кино в новогодние праздники, хотя вклинившийся между ним американский мультфильм «Семейка Крудс: новоселье» завершит свой показ в январе с кассой более 900 млн руб.
Прошедший год был труден для всей индустрии кинопоказа, и не только в нашей стране. Хотя 95 российских релизов всё-таки появились в отечественных кинотеатрах, но из них только восемь стали прибыльными, то есть окупили своё производство после демонстрации в кинозалах. Это «(Не)идеальный мужчина», «Марафон желаний», «Лёд 2», «Отель «Белград» — до эпидемии. И «Непосредственно Каха», «Реальные пацаны против зомби», «Обратная связь», «Конь Юлий и большие скачки» — во время пандемии. Обратите внимание, что почти все они — комедии или содержащие смешные эпизоды мелодрамы («Лёд 2» и «Обратная связь»). Мультфильму от студии «Мельница», по традиции выходящему в Новый год, удастся в итоге заработать в два раза больше своего бюджета (360 млн руб) и стать прибыльным, чего нельзя сказать о трёх других анимационных картинах. Наши юные зрители практически не заметили такие полнометражные мультфильмы как «Барбоскины на даче» (65 млн руб), «Белка и Стрелка: карибская тайна» (49.6 млн руб) и «Полное погружение» (27.5 млн руб). Зато последний прекрасно прошёл в мировом прокате, заработав там приличные $0.8 млн.
Российское кино в 2020 году собрало в иностранном прокате лишь $17.2 млн, тогда как в 2019 году ему удалось достичь рекордных показателей за всю историю с $49.7 млн. Причины этого всем понятны — эпидемия, охватившая весь мир. Самым кассовым отечественным релизом за рубежом в прошедшем году стал военный боевик А. Сидорова «Т-34», сумевший вынуть из карманов японцев и китайцев внушительные $3.42 млн.
Два режиссёра выпустили в 2020 году по два фильма: это Анна Меликян («Фея» и «Трое») и Алексей Нужный («Обратная связь» и «Огонь»), но лишь последнему удалось добиться коммерческого успеха у нашего зрителя. Среди сценаристов огромное преимущество перед другими имели в прошедшем году Алексей Золотарёв и Жора Крыжовников, ленты по чьим сценариям («Лёд 2», «Вторжение», «(Не)идеальный мужчина») собрали огромную кассу — более 2.1 млрд руб.
Среди актёров по кассовым показателям его фильмов в прокате лидировал в 2020 году Александр Петров (4 релиза — 2 млрд 902 млн руб), хотя в 2018 году его кино собрало гигантские 6.6 млрд руб ($102 млн), которые остаются личным рекордом для него и для всей нашей индустрии. Среди актрис — Аглая Тарасова (3 релиза — 1.8 млрд руб). Среди наших продюсеров победил в прошедшем году с огромным отрывом от других Антон Златопольский, чьи пять работ заработали в отечественном прокате почти 4 млрд руб.
Однако, несмотря на такие, казалось бы, внушительные показатели нашего кино, оно по-прежнему остаётся сильно убыточным и полностью зависимым от господдержки Фонда кино и Министерства культуры, без чьих финансовых вливаний не состоялись бы все эти победные достижения.
Комметарии