В Омске близится к завершению фестиваль «Молодые театры России». Он посвящён Году литературы, поэтому в афише в основном – инсценировки и читки. На открытии смотра обсуждался вопрос о том, до какого возраста театр считается молодым. Когда фестиваль только начинался, говорили о 15 годах. Сейчас многие участники перешагнули 25-летний рубеж. Но жюри и публику это не смущает. Ведь главное – молодость души и готовность к экспериментам.
Четверть века на сцене. День рождения «Пятый театр» Омска отмечает в компании театров-сверстников и фестивалем, название которого вдруг вызвало споры.
«Молодые театры? Я бы вообще слово «театр» убрал. Молодая драматургия, молодые режиссеры, молодые актеры, молодые сценографы. У нас все это есть», — говорит руководитель Московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.
Столичная «Школа современной пьесы» в Омске показывает спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». В панк-постановке вчерашние выпускники и сегодняшние студенты ГИТИСа спасают «наше всё» от налёта хрестоматийности.
Всего десять лет назад в афишах омского фестиваля едва умещались спектакли десятков знаменитых театров-студий. Они остро реагировали на происходящие в стране перемены. Сегодня в полку «молодых» поубавилось.
«К сожалению, повального появления, стихийного возникновения молодых театров нет. Сейчас это зарекомендовавшие себя театры со своим лицом, со своим зрителем, со своими профессионалами высочайшего класса», — отмечает директор Омского драматического «Пятого театра» Никита Гриншпун.
Именно эти театры, рожденные на волне эксперимента, — самые желанные для режиссеров международной лаборатории омского фестиваля.
«Это очень интересный, экспериментальный проект, на который стягиваются новые, никому не известные пьесы. Эти пьесы разминаются, предъявляются публике. Молодые режиссеры ставят эти пьесы», — говорит театральный критик Ольга Игнатюк.
В Сибири режиссеры из Германии и Швейцарии делают эскизные показы по Хармсу, Тургеневу и Некрасову. «Обязывают те основы, на которых стоит ваш театр – Станиславский, Мейерхольд. Это все равно, что припасть к истокам. Это важно: сегодня уже не так хочется говорить про здесь и сейчас, иногда гораздо нужнее услышать универсальные истины», — комментирует режиссер Катарина Кромме, участник лаборатории современной драматургии фестиваля «Молодые театры России».
Сказка про ненасытную гусеницу на сцене небольшого европейского театра уже в детстве помогла ей определиться с профессией. Теперь Катарина Кромме, популярный в Швейцарии режиссер и сценарист, уверена, что насытиться театром невозможно, особенно русским, который всегда молодой.
Комметарии