Но, разумеется, традиции ювелирного искусства в республике насчитывают не одно столетие. Серебряные украшения всегда были частью женского национального костюма, который мог много поведать об их владелице. Различались украшения, которые носили девушки в разных местностях. Выйдя замуж, женщина меняла наряд, прическу. И, конечно, популярностью пользовались украшения-обереги, обещавшие защиту и удачу.
Неудивительно, что статус мастеров-ювелиров в Бурятии был весьма высок. С одной стороны, он был связан с тайнами кузнечного дела. Достаточно вспомнить об искусном боге-кузнеце Гефесте, чтобы догадаться, в какую даль тысячелетий уходит преклонение перед мастерами, работающими с металлом и огнем. С другой стороны, ювелиры, делавшие украшения-обереги, воспринимались как кудесники, обладавшие сакральным знанием. Словом, бурятские ювелиры были жрецами и кузнецами в одном лице.
Редчайшие вещи из собрания Музея Востока дают возможность увидеть не только тонкую вариативность и разнообразие декоративных мотивов, но и разные традиции, которые продолжали мастера. Кто-то работал в буддистских традициях. Кто-то использовал мотивы соседней китайской культуры. Другие работы хранили память о далекой архаике, культах предков.
В Бурятии особенно ценились украшения, соединявшие серебро и кораллы. На выставке обещают показать традиционные украшения бурят Забайкалья второй половины XIX — начала XX веков. Будут и изделия советского времени, созданные на волне возрождения национальных традиций и промыслов.
А на старинных фотографиях можно увидеть, в какие моменты жизни носили эти украшения. Показ национальных костюмов, предметов быта поможет представить мир, в котором человек и природа ощущали себя единым целым, где чуткость, такт и бережное мудрое отношение ко всему живому впитывалось с молоком матери.
Комметарии