К 350-летию Петра I в Петербурге откроется уникальная выставка картин, созданных по мотивам основных деяний царя-преобразователя. Одну ее часть составят полотна XIX века, написанные художниками к другому юбилею Петра — его 200-летию. А вторую — работы современных художников, выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.
Тогда, в 1872 году, на Марсовом поле были устроены грандиозные народные гуляния, центром которых стала выставка из 30 живописных картин, на которых в хронологическом порядке были представлены исторические моменты жизни Петра I.
Спустя 150 лет на том же месте в Петербурге с 9 июня по 9 августа будет представлен современный вариант этой выставки. Проект получил название «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» и по факту стал исторической реконструкцией городского праздника, состоявшегося полтора столетия назад.
В подготовке проекта приняли участие Государственный заповедник «Петергоф», Государственный Русский музей, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина и одна из крупных добывающих компаний страны. Была проведена большая исследовательская работа, которая стала основой для создания атмосферы праздника 1872 года, в которую сейчас смогут погрузиться жители и гости Северной столицы.
По словам директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, как только родилась идея такой выставки, начали происходить необъяснимые вещи.
— Вдруг оказалось, что в Русском музее, где в тот момент создавали каталог выставки неизвестных художников, есть 14 картин, о которых мало что известно, — говорит она. — Когда совместными усилиями мы провели исследование, то выяснилось, что эти полотна и есть картины с той исторической выставки. И тогда решили, что недостающие картины можно заказать современным художникам.
Что и было сделано. Авторами работ стали преподаватели и выпускники Академии художеств. Таким образом в рамках экспозиции будут представлены 14 сохранившихся исторических произведений с выставки 1872 года из собрания Русского музея и 16 картин с историческими сюжетами царствования Петра в современном прочтении.
В создании полотен размерами 4 на 5 метров, приняли участие и совсем молодые, и маститые художники. Живописцы уложились в кратчайшие сроки, практически невозможные для такого масштаба работы.
— Последние эскизы были утверждены к лету прошлого года, и с июля начался процесс создания, — рассказал проректор по научной работе Академии художеств Юрий Бобров. — У некоторых из них еще даже краски не до конца просохли. Как, например, у картины «Гангутское сражение». Они, конечно, уже не пачкаются, но еще и не высохли как следует.
По его словам, одна из ценностей выставки — в том, что она возвращает не только к истории, но и к такой форме живописи, как большая жанровая, сюжетная картина.
— После окончания выставки на Марсом поле картины вернутся в «Петергоф», — сказал заместитель генерального директора по культурно-просветительской работе музея-заповедника Роман Ковриков. — У нас есть наметки нового проекта, в котором они обретут другую жизнь. И, кстати, мы уверены, что и остальные 16 исторических картин тоже найдутся. Первые 14 тоже нашлись волею случая, значит, и остальные тоже увидят свет. Проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» возвращает к истории города и страны. Но это совершенно современная работа с использованием актуальных IT- технологий. Погрузиться в атмосферу прошлого поможет VR-аттракцион: посетители своими глазами увидят Марсово поле в дни юбилейных торжеств 150 лет назад. Вместо просветительских брошюр XIX века созданы видеоролики, повествующие об исторических событиях, изображенных на полотнах. Видео доступны на разных языках и с сурдопереводом.
До открытия выставки зрители могут принять участие в квизе, условия которого опубликованы на сайте Петергофа, проверить себя на знание искусства и истории.
Комметарии