О первых двух сериях писал наш кинообозреватель Валерий Кичин, и в целом оценил их весьма высоко.
«Плавность повествования о такой личности была бы невозможна, неестественна, и придирчивые знатоки биографии Вертинского наверняка отметят множество важных деталей и нюансов, как бы не замеченных сценаристами Авдотьей Смирновой, Анной Пармас и Джоном Шемякиным. Как и «волюнтаризм» авторов, вольно трактующих отношения героя с Верой Холодной или передавших текст «Кокаинеточки» то ли безвестного В. Агатова, то ли самого Вертинского некоему другу-поэту Косте (Сергей Уманов). Очевидно и то, что появлению сериала предшествовала тщательная работа с документальными источниками, лакуны и «прорехи» здесь обдуманны и выполняют свою художественную задачу. С какими-то из решений, возможно, по завершении сериала захочется поспорить, но то, что авторы имеют на них право, по-моему, безусловно. А пока уже две серии, явившись, заставили достать из шкафов полузабытые диски с голосом Вертинского — прошлое страны и героя соединилось с нашим снова неопределенным настоящим».
Максимов: Худрук будет строить театр только с теми, кто ему нужен
Я полностью солидаризуюсь с этой оценкой, но, посмотрев уже пять серий (сегодня покажут шестую из восьми), хотел бы добавить несколько своих слов.
Не скрою, я очень люблю кинематограф Авдотьи Смирновой и как сценариста (фильм Алексея Учителя «Дневник его жены» о Иване Бунине в эмиграции, снятый по сценарию Авдотьи Смирновой), и как режиссера («Два дня», «Кококо», экранизация романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и другие работы). Люблю не только потому, что сам принял участие как один из сценаристов в создании ее фильма «История одного назначения» об одном важном эпизоде в жизни Льва Толстого в 1866 году. Мне просто всегда нравился и нравится ее кинематограф.
И знаете, почему? Смирнова снимает кино для зрителя. Она никогда не «грузит» зрителя тем, что принято называть «авторским кино». Мне это определение всегда казалось каким-то ложным. Что значит «авторское»? Понятно, что «авторское», если это не конкретный заказ конкретного сериала о конкретных бандитах. Кинематограф Авдотьи Смирновой, несомненно, авторский. Ее стиль, ее беспощадный подход к монтажу, когда в фильме нет ни одной провисающей, занудной сцены, безошибочно узнаваем. Но зритель этого не замечает. Он смотрит просто интересное кино. С интригой, со смысловой наполненностью каждой сцены, каждого даже кадра. С подбором актеров, которые и должны играть этих персонажей.
Сегодня покажут шестую из восьми серий фильма Авдотьи Смирновой «Вертинский»
Сериал «Вертинский» захватывает с самого начала и не отпускает, надеюсь, до конца. Конечно, и материал благодатный. Биография Вертинского столь насыщена событиями, в том числе и авантюрными, что здесь как будто и не нужно было ничего придумывать. Вот просто возьми его блистательные мемуары и экранизируй. Но серьезный режиссер понимает, что это не так. Экранизировать мемуары и другие источники — это задача документалистов. Важная, но — другая. Задача художественного режиссера — создать образ, который полюбит зритель. Создать образ человека, которого мы не знали. Да, мы слышали и слушаем его песни. Да, Вертинский, как сегодня выясняется, был по-своему гениальный поэт.
Но что это был за человек? Не артист, не поэт, просто — человек?
Выбор на роль Александра Вертинского малоизвестного широкому зрителю Алексея Филимонова мне кажется главной удачей этого сериала и, возможно, главным кинематографическим открытием этого года. Актер, прежде игравший бандитов и охранников, вдруг воплотился в одного из самых нервных, чувственных артистов ХХ века. И как органично произошло это воплощение!
Знаете, о чем этот фильм? О беспредельно добром человеке. Который остается добрым и остается человеком в любой, даже самой стремной ситуации.
Когда Авдотья Смирнова общалась с дочерью Вертинского Анастасией Вертинской, она задала ей самый важный вопрос: какая главная человеческая черта была у ее отца. Она ответила: «Неестественная доброта! Великое сочувствие к людям, бедным в особенности».
За что получил Нобелевскую премию писатель из Танзании
Вот это то, что смог показать Алексей Филимонов. Неестественную, в тех условиях, в которых он находился, доброту Вертинского. Смотрите этот фильм как фильм о добром человеке. Этого так мало сегодня и в кино, и в литературе.
Я уже никогда не забуду сцену, когда Вертинский, работая санитаром в военном поезде Первой мировой войны, говорит раненому, который «ворчит» на всех аристократов. «Ну, что ты ворчишь! Я тебя на руках вынес. Я тебе ж… мыл. А ты ворчишь!» «Ворчу, потому что больно». «Ну, тогда ворчи!»
И все это с характерным для Вертинского грассированием. С тем же, с которым он пел «Вы, кажется, любили португальца…».
Главная черта аристократизма Александра Вертинского — это его ровные отношения со всеми людьми
Я думаю, что в фильме Авдотьи Смирновой передана главная черта аристократизма Вертинского, как и вообще главная черта аристократа вообще. Это ровные отношения со всеми людьми. В этом заключается подлинный аристократизм, а не в ином. Вертинский в исполнении Филимонова благороден в общении со всеми. С солдатами, любимыми женщинами, антрепренерами, друзьями по поэтическому цеху, с белогвардейшей, которую блистательно исполняет Анна Михалкова, — со всеми.
И еще там есть один момент, когда Вертинский отдает деньги поэту, которого заставили писать стихи «под него», и говорит: «Никогда не издевайтесь над чужим искусством!»
Комметарии