После исполнения коротких программ в танцах и одиночном катании сборная России делит второе-третье места со сборной Японии, уступая США пять очков.
Два года назад, выступая на командном турнире в Японии, Грэйси Голд осталась в короткой программе третьей, набрав всего лишь 60,98. Прогресс, как говорится, налицо, но вряд ли бы американка сумела удержать за собой лидерские позиции, если бы в этом ей сильно не поспособствовала чемпионка мира. Тем не менее факт: Елизавета Туктамышева осталась второй – именно такую цену спортсменке пришлось заплатить за попытку исполнить в программе тройной аксель.
Попытка на этот раз оказалась неудачной – с падением, в связи с чем стоимость исполненного прыжка (при абсолютной его докрученности) составила всего 5,50 – на три балла ниже его базовой стоимости. К этому добавился балл штрафа и именно он сыграл решающую роль: и по первой (технической), и по второй оценке россиянка превзошла свою американскую соперницу. А ведь не далее как пару недель назад Голд, оставшись четвертой на мировом первенстве в Шанхае, достаточно самоуверенно заявила, что для победы над Туктамышевой ей совершенно необязательно осваивать тройной аксель.
Алексей Мишин, который в этом сезоне первым из российских фигурнокатательных тренеров предпринял попытку подготовки своей спортсменки через большое и даже чрезмерное (с общепринятой точки зрения) количество стартов, на самом деле поднял интереснейшую тему. Наглядно показал миру, что система работает, причем работает хорошо.
В свое время у меня был разговор на эту тему с выдающимся тренером по плаванию Геннадием Турецким. Он тогда и объяснил, что считает гораздо более важным способность ученика стабильно выступать весь сезон, нежели раз в год выйти на пик формы, после чего вновь благополучно рухнуть в «яму». Тогдашний подопечный Турецкого – четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов имел порядка сотни стартов в год, не проиграл ни одного из них на протяжении пяти или шести лет, но однажды я сама стала свидетельницей, как тренер жестко отчитывал спортсмена за то, что тот, выиграв очередной турнир, проплыл стометровку на секунду медленнее, чем был должен по тренерским планам.
На вопрос о причинах недовольства тренер тогда ответил, что настоящий профессионализм – это не верхняя «планка», а высота нижней. Приучая себя постоянно работать на возможном максимуме, спортсмен тем самым многократно повышает свой потенциал.
Понятно, что сравнивать фигурное катание с циклическим видом спорта некорректно в принципе. Но если говорить об общих для спорта вещах – они схожи везде. И как минимум стоят того, чтобы о них поразмышлять.
Взять тот же аксель Туктамышевой: Лиза вполне могла позволить себе вообще не вставлять прыжок в программу. Какая, казалось бы, разница в том, что именно катать на полупоказательном турнире, особенно когда он уже 14-й или 15-й по счету? Но ведь не пошла же спортсменка более простым путем?
Именно в этом решении, как мне кажется, в полной мере проявляется стратегическая мудрость Мишина. Мне кажется весьма уместным провести здесь параллель между женским и мужским катанием. А именно – между Туктамышевой и Ковтуном. Прошлогодняя задумка Максима и его тренерской команды с пятью четверными прыжками в двух программах преследовала ту же самую цель: обратить на себя внимание, получить некий дополнительный технический козырь, а заодно – психологически пришлепнуть соперников так, чтобы не очухались.
Почему же получилось у Лизы и не получилось – у Максима?
Думаю, одна из причин лежит в том, что сам Ковтун не сразу успел понять, что любой шаг к ультрасложности – это всегда маяк для остальных. Причем соперникам в этом плане проще: они догоняют, следят за лидером и даже получают возможность делать собственные выводы из его ошибок. Да и внимание, как правило, приковано не к ним, а к первопроходцам, что чисто психологически делает не столь болезненными те или иные поражения.
Тут, безусловно, можно вспомнить канадца Кевина Рейнолдса, предпринимавшего попытки пяти четверных несколько раньше Ковтуна. Но на канадца мир всегда смотрел, как на достаточно корявенького попрыгунчика, толком не умеющего делать на льду что-либо кроме прыжков. Ковтуна же с самого начала позиционировали как человека, который стремится выиграть у Евгения Плющенко. Вот парень и угодил под шквал пристальной критики при первых же неудачах.
Ну а в какой-то момент начался разлад чисто технического характера. Еще в процессе чемпионата мира, где чемпион России полностью завалил короткую программу, известный тренер одиночного катания Валентин Николаев заметил, что ошибки в четверном тулупе у Ковтуна видны уже при заходе на прыжок. И что сами заходы на тулуп и на сальхов до такой степени отличаются друг от друга ритмом, что ни о какой стабильности исполнения этих прыжков не может быть и речи.
Старт в Японии косвенно подтвердил, что проблема есть: в короткой программе Ковтун отказался от исполнения тулупа вообще, ограничившись четверным сальховом.
Подобных технических проблем в тройном акселе Туктамышевой не имелось (в этом отношении мишинская выучка всегда была своеобразным знаком качества), но наивно было полагать, что спортсменку минует традиционная для всех спортсменов психологическая адаптация к ультрасложному элементу. Полагаю, что именно в этой плоскости крылось решение Мишина и самой Лизы выполнять новый прыжок (как только он был освоен) везде, где только можно: во второразрядных турнирах, на открытых для публики тренировках или же в таких «необязательных» в плане результата турнирах, как WTT. Нарабатывать ресурс прочности.
В этом плане, согласитесь, совершенно по-иному звучат слова тренера о том, что репутация его подопечной не пострадает даже в том случае, если в Токио не удастся победить. Ну да, в короткой программе формально не удалось. Но разве кто-то из соперниц сумел произвести своим прокатом более сильное впечатление?
Другой вопрос, что Туктамышева, обозначив ориентир для соперниц, вполне может угодить в ловушку, в которую до нее уже угождал Евгений Плющенко, уверившийся в том, что сложные прыжки – панацея. Именно так, если вспомнить, Евгений проиграл свои третьи Олимпийские игры в Ванкувере – уступил американцу Эвану Лайсачеку.
Ну а далее напрашиваются параллели: Лайсачека много лет тренировал Фрэнк Кэролл – тот же наставник, что сейчас работает с Грэйси Голд. Прекрасный стратег и более чем достойный соперник. Уже поэтому я не сбрасывала бы Голд со счетов. Что до ее послечемпионатного заявления, оно целиком и полностью вписывается в одну из тренерских концепций самого Кэролла, сказавшего однажды, что он учит своих спортсменов обращать на себя внимание всегда, даже когда они выходят на лед в разминке. Потому что это тоже искусство – вести себя так, чтобы зрителям без лишних слов было понятно, на кого смотреть и кем восхищаться.
В мужском турнире прежде всего решался вопрос, сумеет ли Россия завершить первый день соревнований лидером? Все, что было нужно для этого сделать Ковтуну и Сергею Воронову, – обойти по совокупности мест американцев Макса Аарона (в нынешнем сезоне он не сумел даже отобраться в сборную США) и Джейсона Брауна, имевшего на чемпионате мира четвертое место. То есть задача представлялась не просто реальной, но обязательной для исполнения со всех позиций.
Сделать это не удалось. Выступление Ковтуна в очередной раз дало повод задуматься о том, что попытка добиться результата «малой кровью» – то есть за счет значительного облегчения программы – крайне редко приводит к выигрышу там, где сложность является одним из основных ключиков к успеху. Ошибка на приземлении после четверного сальхова и падение с тройного акселя привели к весьма плачевному результату.
Воронов справился с программой чуть лучше, но это уже не имело большого значения: догнать Брауна не удалось и ему.
World Team Trophy. Токио. 16 апреля. Женщины. Короткая программа. 1. Голд (США) – 71,26. 2. ТУКТАМЫШЕВА – 70,93. 3. РАДИОНОВА – 68,77. 4. Вагнер (США) – 64,55
Мужчины. Короткая программа. 1. Ханю (Япония) – 96,27. 2. Хань Янь (Китай) – 87,13. 3. Браун (США) – 86,48. 4. Мура (Япония) – 82,04. 5. ВОРОНОВ – 79,09… 8. КОВТУН – 74,83.
Командный зачет после трех видов. 1. США – 48. 2. РОССИЯ – 43. 3. Япония – 43. 4. Канада – 31. 5. Китай – 27. 6. Франция – 21.
Комметарии