«Пришелец» Ивана Соснина: что известно о единственном российском фильме в Основном конкурсе ММКФ

«Пришелец» Ивана Соснина: что известно о единственном российском фильме в Основном конкурсе ММКФ

Про режиссера и автора сценария Ивана Соснина («Далекие близкие», «Иваново счастье», «Юг», «Мамонты») в кинематографической среде ходят слухи, что он неконфликтный, покладистый, безобидный. Даже используют определение «удобный». Конечно, он такой. По одной простой причине — очень талантливый и никому не желает зла. Создается впечатление, что Соснин находится в определенном творческом «дзене», и оттого у него картины получаются не просто «добрыми и светлыми» (как же затаскали эти два слова в последнее время в нашем кино), но просветленными. И очень искренними.

Никакими повышенными бюджетами такой эмоции в кино не добьешься. Вот и «Пришелец». Даже шутить не хочется по поводу того, что Соснин, как Спилберг, снял своего «Инопланетянина». Или как Ридли Скотт своего «Чужого»: название фильма Соснина на английском — «Alien». Всего за 15 смен Соснин снял недорогой фильм, в котором больше космоса и русской души, чем в ином разрекламированном и расбюджетированном проекте.

По сюжету — «Живет такой парень» (ассоциации с Василием Шукшиным для знатока советского кино при просмотре фильма неизбежны) — Леша. Максим Стоянов играет деревенского дурачка так, что автором сразу же задается тон сказки, которая потом перерастает в фантастику. Так простая мелодия становится мощным аккордом.

Про Леху умные люди сказали бы, что он — с особенностями ментального развития. Детская травма привела к тому, что не похож на других. Плюс гены. Леша живет с бабушкой. Работает на конюшне — убирает навоз и следит за лошадьми. К слову, иппотерапия — прекрасный способ лечения для тех, у кого нет взаимопонимания ни с собой, ни с окружающим миром.

Бабушка не ходит, но когда-то она танцевала, и Леха захаживает в клуб для тех, кому за 60, чтобы снять для на видео, как танцуют ее сверстники, а потом показать бабушке. Для нее — это главное развлечение. И вдруг однажды на пороге их дома появляется потерявшаяся девочка Яна (дебют Алены Мирошниковой)…

Весьма реалистичная история. Из нее можно было бы сделать простое незатейливое кино, как умеет Соснин. Однако в фильме есть еще и нереальное. Леша глуховат (все та же детская травма), и — прекрасная находка — ему кажется, что он слышит голоса пришельцев — дешевый слуховой аппарат этому способствует. Леша живет как бы на другой планете. И бабушка кричит, что ее главная обязанность — возвращать его с небес на землю. Леха собирает мусор по всей деревне и строит из него свой дом-башню (попади фильм на большие международные фестивали — ему бы еще приз за экологию вручили, а «зеленые» вообще должны носить Соснина на руках — за развитие темы). И когда девочка Яна появляется у странного дома, Леха понимает: вот оно — живое послание инопланетян.

Поражает, как Соснин снял, а кастинг-директор разглядел, но у Алены Мирошниковой поистине космическая внешность: лицо, взгляд… Кажется, что после этого фильма ее «растащат» по другим фильмам российские кинематографисты. А может, не только российские.

И фантастическая линия с библейскими мотивами, и реальная настолько искусно сплетены режиссером в единое целое, что зритель и сам перестает понимать, какая из них — настоящая. Но разве не переплетены духовное и земное в обычной жизни так же? Иначе бы никто не говорил, что «Жизнь как чудо».

Да-да, с шедевром Эмира Кустурицы у «Пришельца» тоже есть некие пересечения. Особенно — в один из кульминационных моментов фильма, когда Леха пускается в пляс. Есть пересечение у фильма Соснина и с картиной Вима Вендерса «Идеальные дни» — Леша счастлив в своем мире, когда он поливает растения, расставленные по его дому.

Если продолжать говорить о сказочной линии, то, когда деревенские мужики несутся гурьбой, подстрекаемые негодяем, чтобы наказать Леху за его особенность (есть такой эпизод в картине), то как тут не вспомнить «Красавицу и Чудовище» и подлого Гастона, который увлек за собой толпу с вилами и граблями. В современном мире у мужчин другое оружие, но сути дела это не меняет.

В фильме — нетипичная сцена погони. А зритель впадает уже примерно с середины картины не просто в состояние духовного космоса, но предчувствия фантастической нирваны. И финал позволяет очутиться в этом состоянии. И хотя в картине и не звучит песня «На заре голоса зовут меня», она возникает в голове после выхода из кинозала и не оставляет еще долгое время. При этом музыка в картине столь нежна и хороша, что требует отдельного упоминания.

Соснин и команда сделали независимое кино, без господдержки, как говорится, на одном энтузиазме. При этом темы людей с особенностями развития, сказки, фантастики, человеческой агрессии и добра раскрыты так, что никакими субсидиями и заказами от высоких структур порой не добиться. Но самое главное — можно констатировать, что Соснин продолжил традицию: как и Шукшин, он вывел в кино своего «чудика», который, в свою очередь, не оставит равнодушным ни одного зрителя, верящего в Чудо, как таковое.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>