Во всем мире начинается кампания по выдвижению фильмов на соискание премии «Оскар». Россию из списков не вычеркивали, однако стараниями Никиты Михалкова и его киноакадемии она самоустранилась. Выдвигать наше кино в категории «Лучший международный фильм» волюнтаристски, без предварительных консультаций с членами российского оскаровского комитета отказались еще год назад. Режиссер Павел Чухрай в знак протеста сложил свои полномочия его руководителя.
По сути, у нас остались руины оскаровского комитета, существовавшего в недрах киноакадемии Михалкова. Но жизнь не стоит на месте, и еще в прошлом году якутские кинематографисты — брат и сестра Максим и Евгения Арбугаевы — с документальным фильмом «Выход», снятым на Чукотке, были выдвинуты на соискание «Оскара» от Великобритании и вошли в число номинантов.
Теперь на анимационную номинацию может претендовать Дарья Кащеева — студентка знаменитой Пражской академии искусств (FAMU). Она учится на отделении анимации и экспериментального театра факультета кино и телевидения, а несколько лет назад жила в России, куда приехала из Душанбе. Дарья училась музыке в Москве, делала первые шаги в анимации, а потом с мужем Александром Кащеевым уехала в Прагу и поступила в чешскую киношколу. Ее муж учится на режиссера монтажа.
14-минутный мультфильм Дарьи «Дочь» был представлен в 2020 году в оскаровской номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» от Чехии, благодаря победе на швейцарском кинофестивале Fantoche и во французском Анси. «Дочь» попала в шорт-лист «Оскара» вместе с картиной «Он не может жить без космоса» российского режиссера и дважды номинанта «Оскара» Константина Бронзита. А чуть раньше Дарья получила студенческий «Оскар», который также вручает Американская киноакадемия.
«Дочь» была дипломной работой на степень бакалавра и снималась ручной камерой. Она рассказывает о недопонимании между отцом и дочерью, которая словно раненая птица от отсутствия любви. В той истории было много личных переживаний. Новый 26-минутный фильм «Электра» Дарья снимала иначе — не хотелось повторяться, без оглядки на свое прошлое. Здесь уже задействованы не только куклы, но и живые актеры, напоминающие кукол, и наоборот. Дарья назвала свой фильм дикой визуальной поэмой в жанре рок-поп-сюрреалистической драмы. Удивительно, что «Электра» рождалась параллельно с голливудским проектом «Барби», побившим в Америке все рекорды.
У Дарьи тоже на экране Барби. В нее превращается главная героиня. А ее подруги детских лет, приходившие к ней на день рождения, тоже пластиковые красавицы. Периодически какая-то идея носится в воздухе, а потом в один год выходят фильмы, которые ею объединены. Как и в «Дочери», здесь все наполнено страхами, потаенными желаниями, к которым прибавляется вполне античный «комплекс Электры». Внутри взрослой женщины словно живет десятилетняя девочка. Как написал Евтушенко: «…и каждый — могила ребенка, которым когда-то он был». Электра не может избавиться от боли отношений с родителями, и режиссер отправляет зрителя в глубины подсознания. Героиня вспоминает свой день рождения, когда ей исполнилось десять лет, и именно тогда отец — дантист Агамемнон — ушел из семьи. А он ей дарил кукол Барби, а что они значат для девочек, мы знаем. Электра и сама становится пластиковой Барби в человеческий рост, как в одноименном голливудском блокбастере. А где-то рядом есть Кен. Все, что происходило в детстве, сопровождает Электру во взрослом мире, а отсутствие отца сказывается в ее отношениях с мужчинами.
«Электра» участвовала в конкурсе студенческих работ La Cinef 76-го Каннского кинофестиваля, вошла в шорт-лист студенческого конкурса британской кинопремии BAFTA. В сентябре Дарья Кащеева получил приз за лучший короткометражный фильм по версии IMDbPro на одном из самых престижных кинофестивалей мира в Торонто. Этой картиной она защитится в чешской киношколе и отправится в самостоятельное плавание.
Комметарии