От икон до инсталляций. Русский музей выставил произведения, которые пополнили его коллекцию в последние полтора десятка лет. Экспозиция получилась внушительная – это и образцы древнерусского искусства, и живопись XVIII-XIX веков. Больше всего поступлений современных авторов и художников второй половины XX века. Инсталляции, рисунки, фотографии, полотна занимают несколько залов корпуса Бенуа.
В последний раз Русский музей показывал свои последние приобретения в 1998 году. Это была юбилейная выставка к его 100-летию. Но за 15 лет в фонды поступило 25 тысяч новых экспонатов. Разных – от древнерусского ремесла до современного искусства.
Пришедшей на открытие публике посоветовали запастись терпением, ведь музей решил показать максимум – из запасников извлекли десятую часть от всех приобретений. Многие – безусловные находки, без них коллекция не была бы полной. К таким можно отнести «Женщину в восточной одежде» Павла Филонова, написанную во время поездки на Ближний Восток. Теперь это самая ранняя из имеющихся в Русском музее работ художника. Или религиозная композиция «Распятие» Владимира Боровиковского – таким, говорят в музее, публика его почти не знает. В одном из залов редкости иного рода: старообрядчески книги, иконы и то, что нечасто поступает в музейные коллекции – древнерусская пластика. Деревянной скульптуре «Параскева Пятница» – шесть столетий. Родом она из древнего города Углич, который в свое время был центром русской культуры и искусства.
«Есть такие дореволюционные фотографии, где она обряжена. Ведь скульптуры в храмах православных одевали, то есть на ней было платье, у нее платок был повязан под подбородком – вот такая трогательная сторона почитания скульптуры», – рассказала заведующая отделом древнерусского искусства Ирина Соловьева
В одном из экспонатов неожиданно соединились два мира – духовный и художественный. На тыльной стороне редкой иконы XIX века распознали строки известного поэта Cеребряного века Николая Клюева, посвящение его крестнику Илье.
Вообще, новая выставка поражает разнообразием. Сразу в нескольких залах – ХХ век с его скульптурами, графикой и невероятными инсталляциями.
«Наша задача – историю русского искусства показывать не в двадцати именах, уже признанных, показанных сто раз, в книгах опубликованных. Наша задача – показывать публике, постепенно её приучать к тому, что история русского искусства гораздо шире», – прокомментировала заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
По признанию самих организаторов выставки, Русский музей владеет прекрасной коллекцией, но её, конечно же, нужно пополнять. Насколько успешно этот процесс будет идти дальше – неизвестно: в последние годы экспонаты дарят уже не так активно, а собственные средства музея довольно скромные.
Комметарии