Богатые погребения принадлежали «князьям», заложившим основы микенской цивилизации.
Когда в 2015 году археологи из Университета Цинциннати (США) обнаружили в Пилосе неграбленое погребение воина с большим количеством драгоценных предметов, его назвали «открытием жизни» – в том смысле, что вряд ли участникам экспедиции повезёт так ещё раз. Однако им снова улыбнулась удача: рядом с могилой «Воина Грифона» (так назвали находку 2015 г.) нашли ещё две богатых гробницы.
Как и прошлое открытие, новое принесло множество находок. Одна из наиболее интересных – золотое кольцо с изображением двух быков и снопов ячменя. Авторы находки говорят, что это единственный известный сегодня рисунок зерновых в искусстве Крита или минойской цивилизации. Ячмень и быки, конечно, связаны общим смыслом – это «средство» и «результат» сельскохозяйственных работ.
Другая примечательная находка – печать из сердолика (в другом месте текста указано, что она из агата). На ней вырезаны два львиноподобных существа (духа?). Они стоят на задних лапах, один из них держит в лапах кувшин, второй – курильницу. Между ними показан алтарь и росток. Над существами висит звезда с 16 точками. Такая же звезда есть на предмете из бронзы и золота. Археологи отмечают, что это изображение тоже довольно редкое для Микенской культуры.
Ещё один выделяющийся артефакт – золотая подвеска с изображением Хатхор, египетской богини, покровительницы мёртвых.
Гробницы показывают процесс накопления богатства, говорит археолог Шарон Стокер (Sharon Stocker). Среди находок – янтарь из Прибалтики, аметист из Египта, сердолик и золото. Погребения находятся в живописном месте, рядом с ними через 200–300 лет возникнет знаменитый дворец.
В древнегреческой мифологии Пилос связан с именами двух царей: Нелея, который был в числе аргонавтов и который построил город, и его сына Нестора – он тоже в своё время присоединился к аргонавтам, участвовал в Калидонской охоте, и был одним из главных участников Троянской войны. Царь Пилоса управлял всей Мессенией (юго-западная часть Греции), в которой в то время жило около 50 тысяч человек.
Археологи предполагают, что «Воин Грифона» мог быть царём, а новооткрытые гробницы принадлежат кому-то вроде князей, тем, кто заложил основы микенской культуры.
Интересно, что значительную часть предметов из захоронения «Воина Грифона» сделали минойцы. Они жили на Крите и контролировали большую часть Восточного Средиземноморья, их культура была на голову выше других европейских сообществ того времени. Однако из-за природных катаклизмов и не без участия греков-микенцев минойская цивилизация погибла.
Откуда в погребении микенского воина столько таких замечательных критских вещей? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: их или купили, или «добыли» во время набегов. «Могила относится как раз к тому времени, когда микенцы захватывали минойские территории. Мы знаем, что они совершали масштабные набеги на Крит, и вскоре после того, как умер «Воин Грифона», остров был завоёван», – говорила Шарон Стокер в 2016 году.
Но она, как и её супруг Джек Дэвис (Jack Davis) полагают, что находки из погребений говорят о намного более широких контактах между микенцами и минойцами, чем просто набеги. По мнению исследователей, люди, устроившие погребение, тщательно подбирали предметы для него и, видимо, понимали смысл, который в них вкладывали мастера. Стало быть, микенцы не просто грабили более цивилизованных соседей, но и умели читать их «культурный код».
Археологи смогли не только прикоснуться к культуре того времени, но и почувствовать её на собственных спинах: своды гробниц обрушились, и исследователям пришлось извлечь из них около 40 тысяч камней «размером с арбуз», с глубины около пяти с половиной метров. Камни вытаскивали вручную так же, как 3500 лет назад их туда затаскивали. Правда, теперь каждый шаг документировали с помощью фотограмметрии.
Это позволило создать трёхмерную модель гробницы, а также точно зафиксировать положение каждой вещи. Среди них и множество кусков золотой фольги, которой когда-то были покрыты стены гробниц. Раскопки и фиксация двух погребений продолжались 18 месяцев.
Комметарии