Сегодня – 80 лет со дня рождения Лучано Паваротти. Певца, завоевавшего мир своим голосом, обаянием и демократичным отношением к другим жанрам. Знаменитый тенор не раз выступал вместе с рок- и поп-звездами. В юности Паваротти с трудом поборол характерное для всякого итальянца желание стать футболистом, и пошел в учителя по настоянию семьи. Но победила опера.
После исполнения партии Рудольфа в опере Пуччини «Богема» в 1961 году Лучано Паваротти превратился из учителя начальной школы в известного тенора. Эта роль предопределила блестящую карьеру молодого певца, открыв для него двери Венской оперы, Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-Оперы. Он исполнял сложнейшие партии: Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога в вердиевском «Риголетто».
Лучано Паваротти (из документального фильма «Лучано Паваротти. Портрет»): «Герцог из «Риголетто» — это моя одна из любимых, моя самая денежная роль, я ее пел много – никто не пел столько, сколько я».
Знаменитую неаполитанскую песню «О соле мио» когда-то вместе с Паваротти исполнила Тамара Синявская. Они познакомились в 1964 году, Синявская тогда стажировалась в Большом театре. На гастроли приехали молодые певцы из Ла Скала. Российских и итальянских артистов пригласили выступить на телевидении.
«Среди молодых певцов был Лучано Паваротти, хотя ему к тому времени было лет 28-30. Мы пели все вместе «О соле мио». Мы пели на этой передаче, причем, я по-итальянски не знала, я пела по-русски», — делится воспоминаниями народная артистка СССР Тамара Синявская.
После исполнения партии Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти в конце 60-х Паваротти стали называть «королем верхнего до». Дирижер Владимир Федосеев не раз выступал с легендарным певцом. Как-то на репетиции наблюдал интересную картину.
«Во время концерта, когда я дирижировал, смотрю, он что-то берет все время, рядом стоит такая урночка и лед, а он ел лед. Я спрашиваю: «Почему?». Он: «Чтобы связки окрепли». Я считал, что это очень опасно», — рассказывает народный артист СССР Владимир Федосеев.
Делясь секретами мастерства на многочисленных мастер-классах, Паваротти говорил, что никогда не нужно терять самообладания, спокойствия. Каждое утро он начинал с распевки – арии Немарино из «Любовного напитка». Если удавалось ее спеть хорошо, значит голос в порядке.
Лучано Паваротти (из документального фильма «Лучано Паваротти. Портрет»): «Певцы должны дышать как йоги без сомнения, нужно дышать полностью, расслабляться».
Паваротти не просто любили, его обожали: на одном из выступлений занавес пришлось поднимать 160 раз! Собирая на стадионах тысячи зрителей, он сделал оперу – элитарное искусство – доступной для всех.
В последний раз уникальный голос Паваротти звучал тоже на стадионе – 10 февраля 2006 года в Турине, на церемонии открытия 20-х Зимних Олимпийских игр.
Комметарии