«Сердце Джульетты». В Музее музыки исполнили органные сочинения молодых композиторов

«Сердце Джульетты». В Музее музыки исполнили органные сочинения молодых композиторов

На сцене Российского национального музея музыки прозвучали пьесы, созданные для «короля инструментов», которые исполнили мастера органного искусства. Этот проект стал еще одним важнейшим шагом в поддержке талантливых композиторов, пишущих сегодня. Открытие новых имен широкой публике, продвижение карьеры малоизвестных или только начинающих авторов, и, самое главное, цифровая запись их опусов и доступ к ним на популярных онлайн-платформах — так выглядят основные направления издательства «Шостаковичи и Стравинские». Его руководитель, композитор Алина Небыкова, выпускница Московской консерватории, не понаслышке знает, как трудно после окончания обучения заявить о себе и сделать так, чтобы твоя музыка исполнялась, публиковалась и просто существовала в современном академическом пространстве.

Концерт в Музее музыки дал возможность слушателям оценить и оригинальные композиторские замыслы, и приемы игры на органе, и его выразительные, неисчерпаемые возможности звучания. Управляли этим гигантом немецкой фирмы «Schuke» лауреаты международных конкурсов Олеся Кравченко и Владимир Скоморохов. Но не только: композиторы-органистки Арина Черепович и София Круглова пришли на выручку друг другу, исполнив пьесы каждой. «Прелюдия. Интерлюдия. Постлюдия» Арины Черепович своего рода отразила три этапа жизненного пути человека — начала чего-то нового, периода изменений и принятие. Тихое, словно хрустальное звучание органа в верхнем регистре пробуждало чувство щемящей тоски и грусти, окутывало воспоминаниями. «Фантазия для маримбы и органа» была создана Софией Кругловой под впечатлением от легенды индейцев Ленапе, истории о том, как птица принесла себя в жертву народу. Драматические события мифа определили характер произведения: быстрые пассажи, суровые аккорды органа вступали в диалог с тонкими мотивами маримбы (в данном случае — фортепиано).

Источником вдохновения органной пьесы Александра Петрова стали картины Питера Брейгеля Старшего. В его «Брейгель-фантазии» ощущался поклон стилистике старинной музыки добаховского времени, а любопытные приемы игры на органе указывали на то, что автор великолепно знает «устройство» инструмента. В другом его опусе, «Розе Парацельсе» (созданному по прочтению одноименного романа Хорхе Луиса Борхеса), дух Средневековья был воплощен уже яснее, тембр органа приобрел более торжественный и патетический оттенок. Одной из самых эффектных пьес вечера стало «Perpetuum mobile» композитора и органиста Дмитрия Дианова. Владимир Скоморохов буквально наглядно воспроизводил «вечное движение», бег, запечатленный в каждом звуке этого виртуозного сочинения.

Большое впечатление на слушателей произвела пьеса «Сердце Джульетты» Алины Небыковой, где автор с невероятной точностью изобразила пульсацию электронного кардиомонитора. Один-единственный звук, издаваемый непрерывно в сопровождении гулких аккордов, имитировал движение на экране, сердечный импульс, жизнь, которая еще билась в умирающей Джульетте. Финал этого красивого, «голливудского» по своей атмосфере сочинения был закономерен — звук остался в одиночестве и еще долго затухал в полнейшей тишине. Завершили же этого органный марафон произведения педагога Алины Небыковой, прославленного профессора Московской консерватории Татьяны Чудовой. Две части библейской сюиты для органа «Иуда» и «Раскаяние» в исполнении Олеси Кравченко словно подытожили программу, были своего рода приношением композитору, не так давно ушедшей из жизни, но оставившей после себя тех, кто продолжает развивать музыку сегодня.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>