Два дня в знаменитом Щукинском ГЗ (гимнастический зал) на пятом этаже театральные школы из Москвы, Питера, Ярославля, Екатеринбурга показывали свои отрывки. В жюри приглашены известные актёры, режиссёры — Леонид Ярмольник, Валентина Николаенко, Павел Любимцев, Анна Дубровская (Щукинский театральный институт), Сергей Яшин (ГИТИС), Андрей Кузичев (Школа-студия МХАТ), Алексей Дубровский (театральное училище им. Щепкина), со стороны — обозреватель «МК» и Тамары Яков с журфака МГУ
Вот перед жюри и профессиональной публикой (студенты, педагоги) отрывок представляет 4-й курс ГИТИСА — рассказ «Алеша Горшок» по рассказу Льва Толстого, который современники называли одним из совершеннейших созданий писателя. Горшок — это маленький, худощавый и безропотный работник Алёшка, которого, когда ему исполнилось девятнадцать лет, заместо старшего брата отдали работать в дом к купцу. Педагог Вера Камышникова, постановки которой хорошо известны в Москве, сделала со студентами даже не отрывок, а полноценный миниспектакль, который можно играть не только на конкурсе.
В ее постановке степень условности изображения, игра и изумительный текст Льва Николаевича, являли единое целое. Нет декораций, из реквизита — только тележка на двух колесах. Повествование ведётся от имени стайки девушек в длинных полотняных рубахах, которые надев на руку по красной рукавице, изображают гусей и рассказа самого Алеши . Его играл Никита Ремизов, который вместе с педагогом нашли особую пластику, интонацию, передающую состояние Алеши , который вдруг открыл для себя, что «кроме тех отношений между людьми, которые происходят от нужды друг в друге, есть еще отношения совсем особенные: не то чтобы нужно было человеку вычистить сапоги, или снести покупку, или запрячь лошадь, а то, что человек так, ни зачем нужен другому человеку, нужно ему послужить, его приласкать, и что он, Алеша, тот самый человек. Узнал он через кухарку Устинью».
Гитисовцы настолько ярко показались, что я решила отдать свой голос за них. Впрочем и следующий отрывок из «Мертвых душ», также показанный студентами ГИТИСа (педагог Ольга Якушкина), продемонстрировал яркую профессиональную дуэль — диалог Чичикова и Собакевича. Отрывки по русской прозе (Гоголь, Андреев, Горький) сменяла советская драматургия (Володин, Вампилов, Казанцев). Одни предпочитают работать на пустой сцене, другим (например, Екатеринбургской школе ) потребовалась мебель, реквизит советского времени. Отрывки продолжительностью от 10 до 20 минут многое могут рассказать и о студенте и о педагоге.
— Почему мы придумали такой конкурс? — объясняет мне в перерыве ректор «Щуки» Евгений Князев. — Во первых, конкурс имени Альберта Григорьевича Бурова — это поклон нашим учителям, старым и тем, кто работает теперь. Наше напоминание — о чем они мечтали и как их мечты сейчас воплощаются в жизнь. Мы предложили театральным школам показать актёрские работы, школы откликнулись, и первый блин, как мне кажется, получился не комом: могу констатировать, что практически везде в стране уровень подготовки актеров остается высоким. На отрывках всегда четко видно как студент сделал шаг вперед, как себя проявил и какая за время обучения с ним произошла метаморфоза. Конечно, отрывки — это не дипломные спектакли, они «умирают» быстро, но на них можно видеть зарождение артиста, умение бежать на длинную дистанцию. Когда я заканчивал училища, мой мастер Людмила Владимировна Ставская сказала: « Приготовься, Женя, к стайерской дистанции».
И вот итог конкурса. Так или иначе отмечены — и заслуженно — практически все работы, показанные в «Щуке» за два дня. Но больше всего дипломов все-таки досталось отрывку «Алеша Горшок»: Диплом 3-й степени в номинации «Лучшая женская роль» (Алина Болознева за роль Устиньи), Диплом 1-й степени в номинации «Лучшая мужская роль» (Никита Ремизов), Дипломом 1-й степени в номинации «Лучшая педагогическая работа» (Вера Камышникова) и еще спецприз за «Лучший актерский ансамбль».
Комметарии