Легенды петербургского рока 90-х, которых некоторые фанаты лестно сравнивали с «Кино» — в пору всероссийской «Киномании». Теперь времена иные. Часть музыкантов «Танцев Минус» живет в Санкт-Петербурге, часть — в Москве. А сама группа порой, то будто исчезает (а на самом деле просто играет по небольшим клубам, как бы разгоняясь перед очередным прыжком в хит-парады), то мощно возвращается на большие сцены — с очередными альбомами или синглами, ударными сетами на летних музыкальных фестивалях и гастролями в несколько месяцев по стране.
Лидер группы «Танцы Минус» Вячеслав Петкун снова пишет песни для неравнодушных любителей рока и драйва.
Лидер группы «Танцы Минус» Вячеслав Петкун снова пишет песни для неравнодушных любителей рока и драйва. / РИА Новости
Сообщить об опечатке
Происходит это всегда очень вовремя — «Танцы Минус» особенно необходимы, когда банальности и предсказуемости в рок-музыке становится уже избыточно много (и надо разбавить ее не шаблонными рифмами и чувствами) или запас романтизма, душевности и дружелюбной снисходительности друг к другу в нас удручающе исчезает…
И вот теперь тур по стране-2023, первый за несколько лет: Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Томск, Омск, родной Санкт-Петербург, затем Москва и Рязань… Да, у ранних «Танцев Минус» и в самом деле было много общего с группой Виктора Цоя. И те и другие — выходцы с питерских окраин, с песнями, держащими в напряжении с первого до финального такта ритмом, с хлесткими мелодиями, романтикой одиночества в толпе и ощущением себя «последним героем». Песню с таким названием, кстати, первым написал именно Виктор Цой — для альбома «Кино» 1984 года, и лишь потом свои так же названные появились у групп «7Б», «Би-2» и «Голоса Омерики».
«Танцы Минус» особенно необходимы, когда банальности и предсказуемости в рок-музыке становится избыточно много
С тех пор «Танцы Минус» изменились, в их музыке стало больше веяний разных музыкальных стилей, но напор и дух питерского рока остались. И поэтому тоже во всех городах тура — аншлаги. Вот и в столичном клубе «1930 Moscow», вмещающем более двух с половиной тысяч зрителей, в зале тоже яблоку негде было упасть.
В Москве, куда лидер группы, ее создатель, вокалист и автор всего репертуара Вячеслав Петкун переехал еще в пору работы над мюзиклом «Нотр-Дам де Пари» (по книге Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»), они выступают часто (примерно раз в три — шесть месяцев), репертуар изучили, знают и любят. И поэтому «Танцы Минус» могли позволить себе начать не с хоровых и раскрученных хитов, а с новых песен, вышедших на мини-альбоме 2022 года «Круги». Зная, что зрители сразу же поддержат и их.
Начали с трека «Колесо ножей». А «Фарфоровый шар» — песню-разговор под резкий гитарный бой о том, как бороться с непогодами и тоской, ободряя себя утешающими мыслями и желанием жить сегодняшним днем («…нет ничего чудесней / чем разбить дурацкий мир на песни / склеить и разбить за словом слово / every day game is over») — зал уже начал петь с солистом. А потом были «Половинка» (тоже с утешительной житейской мудростью, но уже для расставаний: «Ты не верила мне, но любила меня / я оставил с тобой / половинку себя») и перекличкой с девяностыми — «Десять капель» с дебютного альбома группы.
После долгих гастролей по Сибири солист Вячеслав Петкун в Москве иногда кашлял. Но его голос и без того с брутальными низкими нотами и грубовато-харизматчными обертонами, придающим медлякам больше душевности и нерва, а рок-н-роллам — азарта и отваги, звучал как обычно драматично и веско. Хотя кому охота болеть — видя, как певец прихлебывает из термоса что-то горячее, один из зрителей пожелал ему: «Выздоравливай!» Но Петкун со сцены неожиданно обиделся: «Сам выздоравливай! От выздоравливай слышу!»
А «Танцы Минус», взбодрив зал ритмичными хитами «Иду» и «Диктофоны», снова перешли к новинкам. Исполнили еще и «Тетрадь» — тоже из мини-альбома 2022 года, но уже другого — «Переверевеснеть». И совсем недавние, летние премьеры-2023, уже с «с5етель» — титульный трек и «Золотом» — ироничный марш, эдакую ершистую ненарочитую сатиру под которую хочется и маршировать, и смеяться, и думать, может, даже злиться на себя…
Зрители подпевали, были неравнодушны в этот уже морозный вечер, и лидер группы благодарил их, что пришли на концерт. А еще говорил: «Чуваки, нужно потерпеть!» Отдельно выражал симпатию прекрасному полу: «Девушки, спасибо, что пришли и своих привели». Но больше всего восхитился тем, как азартно зал подпел его хиту «Из Ленинграда»: «Мы из Ленинграда-града!» Даже удивился: «Что, так много моих земляков? Да ладно?!»
Была и еще одна мало кому знакомая песня «Девочка», и стадионные хиты из 90-х и нулевых: «Не меняй меня», «Город», «Цветут цветы»…
Все было в этом концерте, как и предполагает рок-традиция: хиты и премьеры, драйв и азарт, желание мыслить в песнях и умение общаться, находя контакт со зрительным залом. И если где-то у артиста и осталась «половинка себя» (как в хите «Половинка»), то на этом концерте было как минимум полтора. Одновременно: и лидера, вокалиста группы, и человека, старающегося благодаря песням разобраться в том, что с ним происходит, — то с иронией, то с мудростью, и у которого, может, тоже чему-то стоит поучиться…
Комметарии