Честная награда усиливает память

Честная награда усиливает память

Награда мотивирует мозг запомнить новую информацию, но только тогда, когда награда получена действительно за дело.

Память во многом зависит от контекста, как внешнего, так и внутреннего. Скажем, в необычной обстановке мы запомним всё, что делали, даже какие-то рутинные вещи, обычно совсем не задерживающиеся в памяти. С другой стороны, на память явно влияют эмоции, как хорошие, так и плохие, причём сильные эмоции могут сказываться на памяти по-разному – иногда из-за них всё впечатывается в мозг едва ли не навсегда, а иногда из-за эмоций мы с трудом может вспомнить, что делали и что вообще происходило.

Один из факторов, влияющих на память, – это награда. Всё, что связано с вознаграждением, запоминается особенно хорошо, но, хотя положительное влияние награды на память известно давно, не вполне понятно, как долго такое влияние длится и как в деталях работает психологический механизм, связывающий награду и память. Что выяснить это, исследователи из Женевского университета, Университета Торонто и Вейцмановского института поставили эксперимент, в котором около трёх десятков добровольцев должны были указать, как связаны между собой некие персонажи и некие объекты.
Выглядело это так: человеку показывали персонажа и на выбор два предмета, и нужно было сказать, какой предмет соответствует персонажу. Тут можно было либо угадать, либо не угадать, и за каждый правильный ответ участник эксперимента получал очко, если же он не угадывал, то очко терялось; заработанные очки потом превращались в реальные деньги. Очевидно, исследователи могли произвольно определять, насколько успешно сыграет человек: ему позволяли угадать почти всё, либо почти ничего, либо пятьдесят на пятьдесят.

Спустя двадцать минут после первого раунда нужно было пройти второй – снова требовалось угадать ассоциации между персонажем и предметами, чтобы заработать дополнительные очки. Но теперь участники эксперимента могли вспомнить, какие связи правильны, а какие неправильные – они ведь только что в это играли. Если награда усиливает память, то можно было ожидать, что во втором раунде лучше всего сыграют те, кто в первом получил больше всего денег – они должны были лучше других запомнить связи между картинками.

Участники эксперимента играли в игру, находясь в аппарате магнитно-резонансной томографии – так удалось увидеть, что, вспоминая ассоциации, мозг подключал не только обычный центр памяти гиппокамп, но и ещё одну область, которая входит в систему подкрепления и которая отвечает за удовольствие от награды и за мотивацию. Однако, как говорится в статье в Nature Communications, лучше всего память сработала у тех, кто получил умеренную награду, не самую маленькую, но и не самую большую. Слишком лёгкая игра, слишком легко доставшееся вознаграждение не мотивировало мозг на запоминание. В этом смысле можно сказать, что память усиливается от честной награды – то есть от такой, на которую действительно затрачены какие-то усилия, а не от той, которая досталась почти даром. (Тут можно вспомнить недавнее исследование на ту же тему: год назад в Nature Communications была опубликована статья о том, что мысли о награде мешают мозгу воспринимать то, чему его учат.)

Авторы работы приводят такой пример: представьте, что вы ищете ягоды или орехи в лесу. Если орехов или ягод мало, то запоминать места, где вы их нашли, нет никакого смысла – здесь вы не наедитесь, и лучше поискать другое место, где их много. Если ягод и орехов очень много, то запоминать, где их можно найти, опять же нет смысла, потому что они есть везде. А вот если орехов и ягод не очень мало и не очень много, то тут уже можно напрячь память – это того стоит.

С практической точки зрения полученные результаты пригодились бы в педагогике, где часто бывает нужно замотивировать ребёнка (да и не только ребёнка) на учёбу. Конечно, многие преподаватели и педагоги и раньше, скорее всего, знали, что если ученик преодолевает во время обучения какие-то когнитивные препятствия, то материал он запоминает лучше. Но с помощью психологии и нейробиологии, возможно, получится создать метод, позволяющий для каждого отдельного ученика точно определять, какие усилия ему стоит предпринять и какую награду получить, чтобы его память работала наилучшим образом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>